Петербуржцы переплачивают за авиабилеты до 28%

Автор фото: Коньков Сергей

Авиабилеты на прямые рейсы из Петербурга по популярным направлениям стоят в среднем на 28% дороже билетов по аналогичным маршрутам с вылетом из Москвы. Значительная часть петербуржцев летит к своей цели через Москву. Эксперты пока не видят предпосылок для снижения тарифов.

Тенденция касается как внутренних, так и международных направлений. Например, средний билет в Сочи в 2016 году стоил из Петербурга 7891 рублей, а из Москвы — 4805 рублей, в города Италии — 12 221 рубль (10 989 рублей из Москвы). В среднем перелеты из Москвы на 28% дешевле, чем из Петербурга. К такому выводу пришли аналитики поискового сервиса Aviasales, проанализировав средний чек за 11 месяцев 2016 года. По некоторым направлениям разница может быть достаточно существенной. Например, перелет во Францию из Петербурга стоит на 6155 рублей дороже, чем из Москвы; перелет в Минводы из столицы почти на 3901 рубль дешевле, чем из Петербурга, а полет в Симферополь обойдется на 4435 рублей дешевле.
Несмотря на то что в Пулково высокие сборы для авиакомпаний, объясняется такая разница в ценах в первую очередь небольшой конкуренцией и низким спросом в сравнении со столицей. "Тот же "Аэрофлот" выставляет очень высокие цены на те направления, где нет прямых рейсов или они выполняются мелкими авиакомпаниями, например, в Нижний Новгород, Волгоград, Астрахань. Опять же трансфер через Москву по направлениям с плоскими тарифами тарифицируется иначе, и он определенно выше. Я имею в виду прежде всего Дальний Восток, но это касается и Симферополя, например", — говорит Андрей Крамаренко, научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ.
"Что касается среднего чека, то его величину определяет конкурентная среда, точнее — в сравнении с Москвой — ее отсутствие. Влияние высоких сборов в Пулково вторично — не тарифы аэропорта "отпугивают" авиакомпании, а недостаточно высокий спрос на перевозки. Тем более что теперь есть программы мотивации, которые позволяют авиакомпаниям экономить", — говорит Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства "АвиаПорт". Он также напоминает, что периодически "Аэрофлот" устраивает акции, по которым билеты из Петербурга с пересадкой в Москве можно купить дешевле, чем из самой Москвы. "Я даже как-то раз ездил в Петербург, чтобы потом долететь до Москвы и далее — в Нью-Йорк... экономия была на всем, кроме времени", — говорит Пантелеев. Но опять же это стимулирование трансферного пассажиропотока для загрузки собственных рейсов "Аэрофлота", а не рейсов авиакомпании "Россия", которая считается базовой для аэропорта Пулково.
В авиакомпании "Россия" отказались от комментариев.
Также сэкономить петербуржцы могут, вылетая из ближайших европейских аэропортов, в первую очередь Таллина, до которого можно быстро и недорого добраться на автобусе или собственном автомобиле. Ранее фактически для петербуржцев работал также аэропорт Лаппеенранты, однако лоукостер Ryanair ушел оттуда после девальвации рубля и последовавшего за этим снижения выездного пассажиропотока из России в 2015 году. Теперь ближайшим аэропортом Финляндии является Хельсинки.
Однако данные Aviasales по средним чекам из Таллина и Хельсинки говорят о том, что путешествие по популярным направлениям через эти аэропорты не всегда выгоднее перелетов через Москву. Экономическая выгода от таких схем может возникнуть только в том случае, если удастся приобрести билеты по акции того или иного лоукостера, например, за 10-20 евро.
"Что касается альтернативных аэропортов, то они есть, но пользуются ими в основном очень чувствительные к цене пассажиры. Насколько их много, мне неизвестно, но в Хельсинки они определенно представляют заметную величину, — отмечает Андрей Крамаренко. — Сейчас значительная доля пассажиропотока из Пулково направляется к цели через Москву".