Следующий год станет для российской экономики годом роста. Или, скорее, прекращения падения, потому что увеличение ВВП по большинству прогнозов не превысит 1,5%. Несмотря на столь скромные ожидания, российские фондовые индексы, которые, как известно, отражают мнение инвесторов о будущем экономики, выросли с начала года на десятки процентов. Не перегибают ли биржевые игроки палку оптимизма — узнаем в ближайшие 12 месяцев.
По итогам 2016 года Минэкономразвития РФ прогнозирует снижение ВВП на 0,6% после падения на 3,7% в 2015 году. В 2017 году экономика впервые с 2014 года покажет рост, надеются в министерстве. В базовом сценарии этот рост будет примерно равен падению текущего года — 0,6%. Этот сценарий предусматривает среднегодовую цену нефти $41 за баррель. Возможно ускорение восстановления ВВП и на 1,1% — в сценарии "базовый плюс" при $48 за баррель в среднем за 2017 год.
Год назад базовый сценарий Минэкономразвития предполагал рост ВВП в 2016 году на 0,7% при среднегодовой цене нефти $50 за баррель. Но он рухнул уже в январе, когда нефтяные котировки обвалились до $27,1 за баррель сорта Brent. Так что ближе к жизни оказался консервативный сценарий — $40 за баррель, при котором в министерстве прогнозировали снижение ВВП на 1%. Российская нефть Urals продается на внебиржевом рынке с дисконтом к Brent, поэтому, несмотря на длительное пребывание цены североморской нефти выше $50 за баррель, российская, по данным Минфина за 11 месяцев 2016 года, стоила в среднем $41,02 за баррель. Это, между прочим, на 22% меньше, чем по итогам 11 месяцев 2015 года. То, что ВВП РФ при таком обвале нефтяных цен снизился менее чем на 1%, свидетельствует об ослаблении зависимости российской экономики от экспорта нефти.
Кроме Минэкономразвития роста российской экономики ждут почти все эксперты, в том числе международные. Так, Международный валютный фонд ожидает снижения ВВП РФ в 2016 году на 0,6% и роста на 1,1% в 2017–м. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), согласно ее ноябрьскому докладу, прогнозирует сокращение этого показателя на 0,8% в текущем году и увеличение на ту же величину в следующем.
Инвестиционный банк Bank of America Merrill Lynch прогнозирует рост ВВП РФ в 2017 году на 1,1%. А в докладе Всемирного банка, обнародованном в начале ноября, говорилось, что рост ВВП в России в 2017 году не превысит 1,5%. Такого же роста, 1,5%, ждет от экономики страны и глава Сбербанка Герман Греф, судя по его высказыванию в начале декабря.
Читайте также:
Финансы
Что нужно "Финтеху", чтобы быть как Apple
Оптимизм международных финансистов в отношении российской экономики с лихвой отыгран фондовым рынком. Индекс ММВБ с 10 ноября по несколько раз в неделю обновляет исторические максимумы, с начала года его рост, по данным на 13 декабря, превысил 27%. Индекс РТС, рассчитываемый по котировкам акций в долларах США, устремился вверх еще сильнее — на 40%. Причиной такого взлета стало укрепление рубля по отношению к доллару на 17% с конца прошлого года.
Стабилизация курса рубля, длящаяся уже 9 месяцев, стала, пожалуй, главным сюрпризом для финансовых рынков в текущем году. После резких движений на десятки процентов в 2014 и 2015 годах и взлета до 86 рублей в январе 2016–го начиная с марта курс доллара, можно сказать, тихо сползает вниз, колеблясь при этом в узком диапазоне. 13 декабря на бирже были зафиксированы цены ниже 60,5 рубля за доллар — минимальные с июля 2015 года.
Стабилизация курса рубля, с одной стороны, помогает Банку России сдерживать инфляцию, а с другой — оказывает неблагоприятное влияние на экономику, обеспечивая приток импортных товаров. В январе–сентябре 2016 года товарный экспорт в РФ составил $199,5 млрд (–23,2% по отношению к 2015 году), товарный импорт — $136,4 млрд (–4,2%). Положительное сальдо торгового баланса при этом уменьшилось на 37%, до $73,9 млрд. Положительное сальдо счета текущих операций, включающего помимо товаров чистый экспорт услуг, чистые инвестиции и трансфертные платежи, в январе–сентябре составило $15,6 млрд, упав почти в 3,5 раза.
Инфляция в 2016 году снизится, по прогнозу Минэкономразвития, до 5,5–5,7% — более чем вдвое по сравнению с 12,9% за 2015 год. В 2017 году Банк России собирается дожать рост потребительских цен до 4%, ради этого он удерживает ключевую ставку на высоком уровне, 10% годовых, сдерживая тем самым кредитование бизнеса и конечных потребителей. Такая политика негативно влияет на ВВП. Однако у предприятий и без дешевых кредитов есть ресурсы для развития: по данным Росстата, сальдированная прибыль российских нефинансовых компаний по итогам 9 месяцев текущего года выросла на 20,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 8,17 трлн рублей.
Направит ли бизнес эти ресурсы на инвестиции и рост производства — зависит от многих факторов, в том числе и от темпов подъема мировой экономики, влияющей на российскую через спрос на сырье. В текущем году, как ожидают в Минэкономразвития, спад инвестиций в РФ составит 3,4%.
В мире нарастает тенденция к изоляционизму, чреватая спадом мировой торговли и ВВП. Об этом свидетельствуют ключевые события 2016 года: Brexit, победа Дональда Трампа на президентских выборах в США и отставка правительства Италии после провала референдума о реформах. В новом году подтвердить или опровергнуть этот тренд могут выборы в Нидерландах, Франции и Германии. Тревогу международных инвесторов по поводу вероятных потрясений отражают долговые рынки. Например, доходность 10–летних казначейских облигаций США в декабре достигла максимума за 2 года, превысив 2,5% годовых. Еще в июле, всего 5 месяцев назад, она была ниже 1,4% годовых. При неблагоприятном для глобальной экономики сценарии надежды на рост ВВП России могут и не оправдаться.
Вероятно, будущий спад мировой экономики будет лишь отступлением перед новым рывком вверх, но рывок этот состоится точно не в следующем году.