Блоги "ДП". Как плановые проверки влияют на работу бизнеса

 

Институт проблем правоприменения провел предварительное исследование влияния плановых проверок на экономические показатели свыше 100 тыс. предприятий, наблюдаемых в течение 3 лет. Это пилотное исследование было проведено на открытых данных из планов проверок предприятий, опубликованных на сайтах региональных прокуратур.
Плановые проверки действительно оказывают влияние на экономическое положение компании в год ее проведения. Судя по всему, даже знание о том, что проверка будет проведена (напоминаем, что нами рассматривались исключительно плановые проверки), и, соответственно, возможность учесть и исправить потенциальные нарушения до ее проведения не защищают компании от ухудшения экономических показателей.
С чем это связано? Любая проверка отвлекает сотрудников от содержательной работы: надо встретить проверяющего, показать ему то, что он пожелает, подготовить многочисленные документы. Сил требует не только устранение выявленных нарушений, но и доведение информации об этом до проверяющего.
Мы не пытаемся сказать, что все проверки бесполезны, а выявленные нарушения фиктивны. Наш тезис состоит в том, что между проверочной деятельностью и базовыми экономическими показателями российских предприятий существует взаимосвязь. Эту взаимосвязь необходимо учитывать при проведении сбалансированной надзорной политики.
Полученные нами результаты позволяют сделать несколько предварительных выводов. Во- первых, существует устойчивая взаимосвязь между фактом проведения проверки и уменьшением прибыльности предприятия.
Во-вторых, качество данных, имеющихся в нашем распоряжении, не позволяет нам сделать какого-либо однозначного вывода о том, какое из проверяющих ведомств наиболее связано с этим уменьшением.
В-третьих, размер предприятия определяет то, насколько оно будет восприимчиво к негативным эффектам проверки: для крупных организаций эти эффекты будут меньше, чем для средних и малых предприятий.
Наконец, в абсолютных числах главным объектом проверок являются предприятия и организации, находящиеся на балансе у самого государства.
Дальнейшая содержательная работа по анализу регулятивной деятельности государства возможна при условии развития и улучшения уже существующего инструмента — федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок», находящейся в ведении Генеральной прокуратуры, а методически поддерживаемой Минэкономразвития России. Этот ресурс призван публиковать данные обо всех плановых и внеплановых проверках, проходящих в России.
Проведенный нами мониторинг выявил проблемы с его наполнением и архитектурой. Мы вынуждены заключить, что на данный момент использование Реестра при формулировании и оценке «умной» надзорной политики затруднено или вовсе невозможно.
Автор младший научный сотрудник Института проблем правоприменения