Основа благосостояния

Практика разрешения бизнес–споров в кризис стала главным источником доходов юридических фирм. Наметившийся с началом кризиса рост этого сегмента продолжается.

Практика "Арбитраж" в прошлогоднем атласе рынка (где давались данные за 2014 год) показала доходы 35 фирм, которые в совокупности составили 1,638 млрд рублей. В этом году мы собрали данные за 2015 год о 33 фирмах, чей совокупный оборот от разрешения споров почти достиг планки 1,8 млрд рублей. За эти деньги 334 юриста, работающие в этих фирмах, выполнили более 3,5 тыс. поручений, потратив на них почти 185 тыс. рабочих часов. В 2016 году, согласно предварительным оценкам участников рынка, практика продолжает уверенный рост на десятки процентов. И хотя стоимость часа работы юриста–судебника в среднем ниже, чем в большинстве других практик, гигантские массивы работы позволяют этому сегменту лидировать по объему в денежном выражении.

Заработать на конфликтах

Большинство фирм рассказали о росте доходов и обращений по практике разрешения споров (включает "Арбитраж" и "Суды общей юрисдикции"), лишь считаные единицы сообщили о сохранении результатов прошлого года, и совсем никто не сказал о падении практики. "Арбитражная практика стабильно демонстрирует прирост, как по финансовым, так и по количественным показателям, — говорит Наталья Шатихина, управляющий партнер CLC. — По общей юрисдикции — все стабильно".
"Судебные споры в арбитражных судах являются одной из наших сильнейших практик, и из года в год количество обращений клиентов только увеличивается, — отметили в "S&K Вертикаль".
"Доходы от практики в 2016 году увеличились примерно на 10%, число обращений не изменилось", — добавляют в Апелляционном центре. Таким же ростом похвастались в "Лигал Студио". Констатируют "незначительное увеличение" доходов и кейсов в Capital Legal Services (CLS). На 30% выросли доходы от судов у Объединенной консалтинговой группы, на 25% — у "Гестион" (на фоне роста числа обращений), на 5% — у "Максима лигал". А вот у "Райтмарк груп" выручка от споров выросла на 50%, притом что число обращений сохраняется "на уровне статистической погрешности".
Но лидерами по темпам роста оказались Институт проблем предпринимательства и РАУД, продемонстрировавшие трехкратное увеличение доходов и двух–трехкратное увеличение числа обращений. "Данное увеличение произошло за счет сопровождения крупных и сложных судебных споров", — объясняют в ИПП.
Лишь одна фирма из опрошенных "ДП" — Castren&Snellman сообщила о сохранении прошлогодних показателей по деньгам и кейсам. "Наблюдаем небольшое увеличение количества обращений клиентов в сфере оспаривания сделок должников в делах о банкротстве, а также увеличение количества споров с госорганами и недобросовестными контрагентами.

Больше юристов хороших и разных

Увеличение объемов работы заставило многие фирмы подумать о расширении штата. "В 2016 году состав судебной практики увеличился, — говорят в CLS. — В команду пришли три новых сотрудника: два помощника юриста и один старший юрист. Прежний коллектив остался без изменений. Кроме того, в течение года в работе практики неоднократно участвовали стажеры. В настоящее время в практике открыта еще одна вакансия помощника юриста, проводится отбор кандидатов. Расширение практики связано с увеличением количества обращений и повышением сложности проектов".
"Мы усилили практику, наняв одного middle–level юриста, поскольку до этого специалисты практики работали с максимальной загрузкой", — подтверждают тренд в "Максима лигал". Принимали кадровые решения — увеличили команду судебников "в связи с увеличением количества работы" — и в "Райтмарк груп". "Судебные споры 2016 года носили комплексный характер и требовали анализа огромного массива законодательных актов, посвященных различных отраслям права, — пояснили в этой юридической фирме. — Для разработки правовой позиции в обязательном порядке принимались во внимание различные фактические и юридические обстоятельства, которые могли оказать прямое или косвенное влияние на исход дела". ИПП нанял одного старшего юриста, а РАУД — сразу троих. В "Лигал Студио" ограничились повышением с позиции "младший юрист" до позиции "юрист", которых фирма "вырастила" самостоятельно.

It`s a must

По общему мнению участников рынка, рост связан с тем, что суд в условиях тотальных неплатежей зачастую стал основным механизмом взаимодействия контрагентов.
"Можно сказать, что в этом году в практике наметился некий тренд обязательного соблюдения процесса судопроизводства, — объясняет тенденцию управляющий партнер РАУД Александр Митин. — Суть в том, что раньше на некоторые вещи закрывали глаза: порядок представления доказательств, исследование материалов дела, возложение бремени доказывания на ту или иную сторону — все было несколько сумбурно. Сейчас судьи стараются соблюдать правила проведения непосредственно процесса в соответствии с АПК РФ чуть ли не до запятой, что делает и сам процесс более "интересным" для юриста и, безусловно, более объективным. В свою очередь, оснований для оспаривания судебных актов в связи с нарушением процесса становится все меньше".
Этот тренд подтверждают и в "Гестион": "Клиенты перестали экономить на расходах на обращении в суд. Сегодня все больше компаний готовы оплачивать услуги представительства в арбитраже".
"Более частыми стали обращения, связанные с судопроизводством в иностранных судах: исполнение судебных поручений, признание и приведение в исполнение иностранных арбитражных и судебных решений, — говорят в "Лигал Студио". — Проблемы возникают в связи с избранием клиентами неблагоприятной для них юрисдикции. Нередко для решения таких проблем мы привлекаем иностранных коллег".
"В 2016 году у нас значительно выросло число споров, в которые вовлечены госпредприятия и компании с госучастием. Денег нет, а держаться компаниям помогаем мы", — шутят в "Максима лигал".
"Наступила пора обращений по тем делам, которые клиенты "придерживали" в 2015 году, надеясь на их мирное урегулирование", — подытожили в CLS.