Что делает россиян счастливыми

Автор фото: Коньков Сергей

Экономист Дмитрий Прокофьев решил ответить на вопрос, что делает россиян счастливыми, и пришел к выводу, что это не только семья, дети, работа, но и милые игрушки, которые выдаются за покупку продуктов.

На днях ВЦИОМ обнародовал результаты очередного опроса на тему счастья в жизни. Судя по цифрам, россияне счастливы с большой буквы "ЩА", поскольку 81% респондентов в положительном ключе ответил на хитрый вопрос социологов: "В жизни бывает всякое — и хорошее, и плохое. Но если говорить в целом, вы счастливы или нет?"
Резко положительных оценок, честно сообщает ВЦИОМ, стало несколько меньше. Полгода назад 39% опрошенных на вопрос о счастье отвечали твердое "да", сейчас таких жестко счастливых людей стало меньше на 7%. Почти половина, 49%, выбирают более осторожное "скорее да", оставляя лазейку для огорчений. Кстати, столько же почти счастливых среди респондентов ВЦИОМ было в 1991 году и в 1998-м — 52 и 44% соответственно. Правда, общий индекс счастья в те годы портил довольно большой процент тех, кто считал себя "скорее несчастливым", а сейчас таковым называет себя только каждый десятый.
В целом градус счастья остается на высоте, и, как говорил персонаж культового советского триллера, "…этот человек будет только радоваться! Тому, что солнце светит, что трава зеленая, что помидор красный…"
Правда, россияне радуются не цвету помидора. Главным источником счастья для нас был и остается сам по себе факт наличия семьи и детей (такой ответ обязательно указывает каждый пятый респондент), хорошая работа приносит счастье каждому седьмому, примерно как и здоровье. "Крыша над головой" (есть такой вариант ответа) сделала счастливыми 6% опрошенных, а такая чепуха, как "самореализация", "успех", "образование" и "перспективы будущего", воодушевляет только одного из сотни россиян.
Впрочем, у нас есть гораздо более трогательные поводы для счастья, чем те, которые фиксируют соцопросы. Да и подтверждаются они более надежным источником — статистикой продаж.
Осенью 2016 года одна знаменитая торговая сеть (не считайте за рекламу, но это была "Дикси") провела промоакцию "Веселые прилипалы". Заплатив 49 рублей (или купив товаров на 500), покупатели получали маленькую яркую игрушку с присоской. Такого милого морского монстрика. "Приплыли, чтобы прилипать" — звучал промо-слоган.
В России 25 млн детей, всего покупатели "Дикси" получили 36 млн прилипал. Как сообщил РБК, около 95% игрушек были не куплены, а выданы за покупки. Издание подсчитало примерный товарооборот акции — 17,9 млрд рублей — пятая часть всей выручки торговой сети, хотя не прилипалой единым двигаются продажи.
Маркетологи спорят, чем именно прилипала покорил российских потребителей. Игрушка с присоской — вовсе не отечественное ноу-хау, во всем мире ее знают под брендом Stikeez, и присутствует она на рынке уже года четыре.
Как подчеркивают организаторы акции, российская версия ничем не отличалась от программ в других странах. Разве что для "прилипал" придумали русские имена — или веселые клички, кому как нравится — Булька, Жабс, Коняша и другие. Монстрики очаровали покупателей во многих странах, однако не настолько, чтобы взрывать объемы продаж, увеличение оборота на 5-6% считалось отличным результатом. Но в России занятный прилипала действительно стал источником маленького счастья для миллионов людей, порадовавших своего ребенка и себя забавным подарком.
Есть только одна страна, в которой появление в магазинах прилипалы Stikeez вызвало приступ покупательского восторга, сопоставимый с российским. Это Южная Африка, в которой темпы увеличения продаж в торговой сети Pick-n-Pay, раздававшей прилипал за покупку, почти сравнялись с результатами, достигнутыми "Дикси".
Вот бы где развернуться социологам, поискать ответ на вопрос: что общего может быть в поведении жителей таких разных стран, разделенных тысячами километров, цветом кожи, историей и культурой? Экономисты, правда, могут сказать, что южноафриканская экономика похожа на российскую — в том смысле, что основой и той и другой является добыча и первичная переработка сырья. Разница в том, что в России сделана ставка на нефтяную промышленность, а в ЮАР — на горнодобывающую. В какой степени все это влияет на потребительскую активность жителей российских городов и бывших африканских бантустанов — тема для особого исследования.
Тем временем маркетологи хотят сделать россиянам новое предложение — за 1 тыс. рублей можно будет получить игрушку из серии "Звездные войны".
Интересно, сколько счастливых людей захотят взяться за меч джедая?