Полку занятых наукой колумнистов прибыло

 

Первый вице–премьер РФ Игорь Шувалов заявил вчера, что в правительстве незаменимых людей нет: "Любого из нас можно заменить, и понятно, что машина будет продолжать работать". Мысль эта не нова. Под лозунгом "Незаменимых людей нет" вел избирательную кампанию в 1912 году будущий президент США Вудро Вильсон. Схожее сказал в 1934 году вождь СССР Иосиф Сталин, имея в виду некоторых высших партийных и советских чиновников: "Эти зазнавшиеся вельможи думают, что они незаменимы и что они могут безнаказанно нарушать решения руководящих органов. Их надо без колебаний снимать с руководящих постов, невзирая на их заслуги в прошлом".
Шувалов использовал старую истину, чтобы прокомментировать задержание и отставку главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, однако ее мог бы использовать вчера и премьер–министр Дмитрий Медведев (он же почетный профессор Дагестанской медицинской академии), освобождая от занимаемой должности замминистра образования и науки Алексея Лопатина, числящегося в составе РАН.
Ценный афоризм о заменимости людей в государственном аппарате хорошо описывает также вчерашнее увольнение президентом РФ Владимиром Путиным четырех чиновников за нарушение запрета избираться в академики. Однако возникают сомнения, может ли мысль о заменимости людей применяться к выдающимся ученым, которых иногда называют академиками? Ведь поговорка "одна голова хорошо, а две — лучше" описывает имеющиеся в головах умы, а не ротовые отверстия. Наверное, на это намекнул вчера президент РАН Владимир Фортов, отвечая на вопрос, будут ли полезны науке отстраненные от должности госслужащие. "Думаю, что да", — сказал академик. "Те, с кем я сумел поговорить, уверяют: "Да, мы будем заниматься наукой". Они избраны, они прошли все ступени конкурса", — пояснил Фортов.
Вчера стало известно о желании арестованного Алексея Улюкаева вести колонку в научных журналах. Не этот ли смысл вложил Фортов в словосочетание "заниматься наукой"?