Суд решает, кто будет банкротить крупного торговца шинами "Айс-Авто"

ООО "Айс-Авто", некогда крупнейший на Северо-Западе оптовый поставщик автомобильных шин, задолжал производителям этого товара почти 1 млрд рублей. Компания инициировала свое банкротство, но инициативу в процедуре пытается перехватить один из основных кредиторов — финская Nokian Tyres. Подробности в репортаже "ДП".

Накануне, 24 ноября, судья Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти Марина Антипинская продолжила рассмотрение заявлений кредиторов о банкротстве ООО "Айс-Авто" (оборот, по данным СПАРК, в 2011-2014 годах составлял 2,1-2,4 млрд рублей, в 2015 году — 1,5 млрд). Компания, контролируемая, по данным СПАРК, Никитой Ломагиным, заявила о своей несостоятельности в феврале 2016 года (перед этим переехав из статусного офиса на 2-й Советской улице в маленькое помещение на Моховой): на тот момент она получила иски от Nokian Tyres на 398 млн рублей, от Dunlop Tyre на 103 млн рублей и от GoodYear Russia на 60 млн рублей. Первой из сторонних кредиторов в дело о банкротстве вступила ИП Марина Бахарева с требованием на 510 тыс. рублей долга за юридические услуги, который она отсудила в третейском суде. После этого самостоятельное заявление о банкротстве компании было возвращено судом заявителю, а долг перед ИП выкупил ее адвокат (и одновременно представитель "Айс-Авто" в других делах) Илья Филиппов.
На предпоследнем заседании в сентябре, когда суд приступил к рассмотрению требования Бахаревой, в зал, по словам Никиты Ломагина, "ворвались" представители ООО "Нокиан Шина" — финского шинного завода под Петербургом (оборот в 2015 году — 46 млрд рублей, чистая прибыль — 9,9 млрд), — которые потребовали отложить заседание, так как банкрот должен их компании более 360 млн рублей. Так или иначе, а суд был перенесен, и накануне судья выслушала все стороны спора, чтобы принять окончательное решение: кому первому банкротить "Айс-авто". Тем временем Никита Ломагин принял решение о ликвидации компании, так что первой процедурой банкротства будет сразу конкурсное производство.
Заседание началось с того, что представитель "Нокиан Шина" Сергей Сенников ходатайствовал об оставлении заявления без рассмотрения, так как, на его взгляд, на заявлении ИП Бахаревой не было подписи. Но, так как заявление было принято судом и не возвращено заявителю, суд отказал в ходатайстве.
Тогда Сергей Сенников заявил о конфликте интересов и попросил направить частное определение в Адвокатскую палату СПб о возбуждении дисциплинарного производства в отношении адвоката Ильи Филиппова. Свой запрос "Нокиан Шина" обосновала тем, что Филиппов представлял интересы "Айс-Авто" и одновременно выкупил долговые обязанности у своего доверителя, ИП Бахаревой. На вопрос суда, как это относится к вопросу разбирательства, глава юридического отдела Nokian Tyres Ольга Гуляева ответила, что таким образом Бахарева и Филиппов смогут поставить "своего" конкурсного управляющего и через него влиять на выплаты кредиторам.
Также Гуляева заявила, что сделка по переходу прав требования от Бахаревой к Филиппову является фарсом, да и сами обязанности в 500 тыс. рублей перед ИП несопоставимы с 360 млн рублей долга перед "Нокиан Шина". На это судья сообщила, что размер долга не определяет очередности выплаты и кредиторам по большому счету должно быть все равно, кто будет конкурсным управляющим, если он соответствует закону. Слово перешло к Филиппову, и тот сообщил суду, что не ознакомлен с ходатайством, так как ему не были переданы никакие материалы.
Тогда представитель "Нокиан Шина" внес третье ходатайство: он заявил о правопреемстве от Филиппова в пользу "Нокиан Шина", так как "Нокиан Шина" внесла сумму долга перед Филипповым на депозит нотариуса, таким образом получив его кредиторские права. Слово передали ИП Марине Бахаревой, которая выступила против ходатайств "Нокиан Шина" и поддержала свое ходатайство о банкротстве "Айс-Авто".
Слово опять взял Филиппов, указывая, что не мог передать "Нокиан Шина" свою часть кредиторских прав, так как имел соглашение с "Айс-Авто", по которому он не имеет права передавать свои кредиторские права без обсуждения. Он напомнил о том, что ликвидация и банкротство предприятия — обратимые процессы. И возврат товара, который был изъят в марте в рамках уголовного дела, инициированного "Нокиан Шина", поможет увеличить шансы на сохранение компании, некогда бывшей лидером рынка. Филиппов отметил, что "Нокиан Шина" подавала две жалобы, которые не были приняты, но было дано время на их исправление, и адвокат предположил, что это было сделано ради затягивания процесса. Все три ходатайства от "Нокиан Шины" он попросил отклонить.
Позицию Филиппова поддержал директор и совладелец "Айс-Авто" Никита Ломагин. На что Сергей Сенников сообщил, что главная задача "Нокиан Шина" — не допустить назначения конкурсного управляющего, предложенного Бахаревой. И "Нокиан Шина" согласилась бы с любой кандидатурой, предложенной судом.
Выслушав все стороны дела, суд постановил перенести слушание дела на 1 декабря 2016 года. Юристы "Нокиан Шина" не посчитали нужным давать никаких комментариев и спешно покинули зал суда. Адвокат Филиппов сообщил, что дело достаточно сложное и на данный момент сложно давать какие-либо прогнозы.
"Я еще в январе этого года предлагал Nokian Tyres вариант погашения долга через возврат товаров на складе, но при условии новых поставок, за счет которых в течение 3-5 лет была бы закрыта вся задолженность, — рассказал после заседания Никита Ломагин. — Однако их это не устроило. С их подачи было возбуждено уголовное дело, которое впоследствии было закрыто за отсутствием состава преступления. 15 марта был проведен обыск на наших складах в поселке Тельмана, и оттуда были вывезены 25 грузовиков с шинами. Представителей полиции не остановили объяснения, что финансовые споры сейчас рассматриваются в арбитражном суде и что наши компании уже давно являются партнерами". По словам бизнесмена, "Айс-Авто" удалось доказать, что дело было возбуждено незаконно. "Но точка невозврата для сезонного бизнеса была уже пройдена, — говорит он. — Наши магазины были уже проданы конкурентам, ростовской компании VIRBACauto, с которой изначально планировались партнерские отношения. По моей информации, "Нокиан Шина" поставила условия для этой фирмы, которые исключали партнерские отношения с нами. В то же время с компанией Goodyear, также являвшейся поставщиком, было заключено мировое соглашение в суде. Полагаю, что цель "Нокиан Шина" — не возврат долга, а ликвидация моей компании".
"Да, действительно, господин Ломагин предлагал нам варианты урегулирования долга, — возражает в ответ на выпады должника гендиректор "Nokian Tyres Россия" Андрей Пантюхов. — Однако предложенные варианты были для нас неприемлемы в силу того, что они предполагали выплату долга в течение очень длительного периода времени, более 5 лет, из некой эфемерной прибыли, которую компания "Айс-Авто" должна была заработать, и не предполагали никакого обеспечения исполнения обязательств. Помимо гражданского иска о взыскании долга компания Nokian Tyres была вынуждена обратиться в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела, так как, по нашему мнению, в действиях собственников и руководителей компании "Айс-Авто" просматриваются признаки  мошенничества. Как и некоторые другие недобросовестные должники в наше время, компания "Айс-Авто" решила пойти по пути контролируемого банкротства с присущими ему элементами, а именно: выводом активов, образованием фиктивных кредиторов и т. д. Для Nokian Tyres такие действия представляют собой угрозу, так как в результате такого банкротства реальные кредиторы компании "Айс-Авто" могут ничего не получить, в связи с чем компания Nokian Tyres занимает активную позицию в данном гражданском процессе".