Пустые споры о прогрессивном налогообложении

Автор фото: Коммерсант

 

На этой неделе снова всплыл вопрос о подоходных налогах россиян. Информационные агентства сообщили о том, что в правительстве обсуждается вопрос о переходе к прогрессивной шкале налогообложения, и все сразу подумали о том, что государство решило протянуть руку к нашим кошелькам.
Но налоговый черт не так страшен, каким его малюют телевизионные каналы. Да, вице–премьер по социальным вопросам "поддерживает переход к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц", но с интересной оговоркой: "Для преодоления бедности освобождение в нижней шкале от НДФЛ является одним из важнейших шагов". То есть бедных не тронут.
Тогда, быть может, возьмутся за богатых? Вполне вероятно, но это будет не завтра, министр финансов тому свидетель. Вот его слова: "…В нынешних сложных условиях, когда снижаются реальные доходы населения, когда у предприятий зачастую сложное финансовое положение, если говорить об изменении порядка взимания НДФЛ, наверное, это будет стимулировать уход в тень зарплат, мы этого больше всего боимся. Считаем, что этот вопрос может быть рассмотрен после 2018 года, когда стабилизируется экономическая ситуация, когда приведем бюджеты РФ и регионов в устойчивое состояние, когда возможные уходы в тень будут минимизированы".
Министру финансов можно верить, денег у наших людей действительно стало меньше, за последний год, согласно оценке Credit Suisse, состояние российских домохозяйств уменьшилось на 14,5%, достигнув в пересчете на одного взрослого $10,34 тыс.
Истину поведаю вам, братья, государство вообще могло бы махнуть рукой на НДФЛ и оставить нас в покое с этим налогом. Нам приятно, а федеральный бюджет бы и не чихнул. Те, кто не поверит моим словам, могут зайти на сайт Министерства финансов и прочитать документ под названием "Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2014 год". Более поздних данных там просто нет, но видит бог, параметры доходов бюджета за эти 2 года не улучшились — иначе бы их опубликовали.
Так вот, там черным по белому написано, что "основная часть поступлений доходов федерального бюджета в 2010–2014 годах обеспечена поступлениями вывозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и налога на добычу полезных ископаемых. На долю указанных доходов в 2014 году приходится 78,8% всех доходов федерального бюджета". И НДС, чтобы было понятно, это тоже производная от экспортных нефтяных доходов. Сумма НДС, которым облагаются произведенные внутри страны товары и услуги, составляет только 4% (четыре) от общей суммы данного налога. Все остальное — это налогообложение "товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации", подсказывает Минфин. Может быть, у кого–то есть иллюзии насчет экспорта вещей made in Russia? Во всяком случае не у Федеральной таможенной службы и не у Росстата. Там считают, что доля несырьевого экспорта не превышает 8%, причем по их методикам подсчета сюда входит и сырье, прошедшее минимальную обработку.
Да, если мы будем говорить о консолидированном бюджете, картина налоговой структуры несколько изменится. Но в целом региональные бюджеты настолько проблемны (за исключением нескольких регионов), что их состояние определяется именно состоянием федерального бюджета, ведь трансферты регионам превышают 12% федеральных доходов. НДФЛ, к слову, на 40% собирается с бюджетников, то есть с людей, которые получают зарплату за счет тех самых собранных налогов. Экономист Андрей Мовчан очень верно сравнил эту ситуацию с круговоротом воды в природе. Конечно, есть еще налог на прибыль, но львиную долю этого налога приносят те же самые ресурсные предприятия.
Основную массу налогов в нашей стране граждане платят в косвенном виде, в том числе в виде сборов в социальный пенсионный фонд — с точки зрения экономики это те же самые налоги. В России очень высокие нормативы таких сборов, они съедают почти треть реальной зарплаты. Но — внимание — они высоки в процентах к нашим зарплатам, а не к доходам бюджетов. Мы слишком мало зарабатываем, и даже такие высокие отчисления не позволяют платить нормальные пенсии и социальные пособия, а недостаток покрывается тем же самым бюджетом. И не особенно щедро — за 2 года в долларовом выражении средняя пенсия снизилась с $330 до $200. Не налоги нам нужно повышать, а доходы. Но это уже другая история.