Фермы растут

За последние 3 года производство фермерской продукции в Ленобласти увеличилось вдвое.

Реагируя на спрос, в Ленобласти открываются новые фермы, в Петербурге — магазины фермерских продуктов. По данным комитета по агропромышленному комплексу Ленобласти, доля фермерской продукции в общем объеме сельхозпродукции региона составляет около 10%. Всего на территории области функционирует около тысячи крестьянско–фермерских хозяйств, говорят эксперты. Причем за последние 3 года объем продукции, произведенной небольшими хозяйствами, вырос почти вдвое и достиг 2,5 млрд рублей.
Спрос на фермерские продукты появился на волне интереса потребителей ко всему натуральному. "Люди устали есть непонятно что, произведенное неизвестно как", — поясняет гендиректор "СПбФермы" Елена Лукьяненко. С другой стороны, такие продукты могут быть жизненно необходимы, например для аллергиков. Часто их приобретают для детского питания.
Несмотря на растущий спрос на фермерские продукты до сих пор не существует четкого определения для этой категории товаров. Сегодня "фермерский продукт" — это всего лишь общее название, которым пользуются как фермеры, так и массовые производители. "Мы проводили исследование, которое показало, что показателями фермерских / натуральных продуктов являются: короткий срок годности и понятный, простой состав и близость производства", — отмечает специалист по развитию ГК "Лосево" Валерия Иванова.

Обеспеченность едой

Наиболее полно потребители обеспечены такими видами фермерской продукции, как молоко, йогурты, ряженка, сметана, рассказывает Елена Лукьяненко. А вот фермерский сыр, например, пока не производится в больших объемах. Проблема заключается в первую очередь в высокой себестоимости производства, что делает его премиальным продуктом по цене. В то же время добиться премиальности и стабильности качества, к сожалению, довольно сложно. Среди популярной фермерской продукции также яйца, мясо, овощи. "Если с поставщиками мяса птицы и яйца проблем нет, то мясо кролика или охлажденную говядину найти непросто, — рассказывает Валерия Иванова, — именно поэтому мы самостоятельно начали заниматься мясным животноводством".

Рынок сбыта

По данным Ассоциации фермерских (крестьянских) хозяйств, доля фермерской продукции на городских прилавках составляет всего 0,7%. Фермерские продукты реализуются чаще либо через торговые сети, либо через собственные магазины, которые открывают сами фермеры. Трудности есть и в том и в другом случае. Так, по словам Елены Лукьяненко, работа с сетями требует стабильных объемов поставок, сети требуют определенные бонусы для входа на полки магазина, жестко штрафуют в случае недопоставок. Зато они дают надежный канал сбыта и узнаваемость. Затраты на создание собственного магазина могут быть несоизмеримы с отдачей, о чем говорит печальный пример некоторых участников рынка. Например, только арендная плата за помещение съедает 20–30% выручки. Поэтому иногда фермеры объединяются — так был открыт магазин в ЖК "Новый Оккервиль", объединивший десяток фермерских хозяйств.

Цена сдерживает спрос

Растущая осознанность потребления столкнулась с падением платежеспособности. "Фермеры находятся в непростой ситуации: чтобы выжить, им приходится ставить высокую цену по сравнению с массовым производством, но, делая это, они теряют покупателей", — отмечает Валерия Иванова. "Невозможно произвести качественный продукт и продать его ниже себестоимости", — соглашается Елена Лукьяненко. Поэтому фермерские продукты сегодня — это во многом премиальный сегмент, спрос на который есть, но вряд ли он будет расти высокими темпами.