Какой МСБ нужен в России? Назаров

Михаил Назаров, член Правления, директор Департамента малого и среднего бизнеса Банка Интеза рассказал журналистам о том, какой малый и средний бизнес необходим России

Какой МСБ нужен в России?
Значение МСБ в разных странах различно. Например, в Италии он - позвоночник экономики: предприятия этого сегмента обеспечивают работой почти 80% занятого населения, производят свыше 61% ВВП.
В России иная ситуация. На малых и средних предприятиях трудятся не более 25% трудоспособных граждан, а доля в ВВП не превышает 20%. Что же необходимо сделать для реализации этого потенциала?
Необходимо изменение структуры самого бизнеса. Сейчас более 70% таких предприятий работают в трех отраслях: оптовая и розничная торговля, строительство, операции с недвижимостью и аренда.
Такая структура бизнеса не может считаться фактором, обеспечивающим развитие. При  значительной волатильности на валютном рынке и падении потребительской активности населения, предприятия этих отраслей страдают в первую очередь.
Стабилизирующим фактором, амортизатором в такой ситуации могли бы стать предприятия производственного сектора, которые выпускают продукцию, как для внутреннего рынка, так и для экспорта. Но доля производителей среди малых и средних предприятий в России составляет сегодня менее 10%.
Позвольте снова обратиться к итальянскому опыту. В Италии очень развита сфера услуг. Однако доля производственного сектора там даже более значительна и составляет свыше 25% всех предприятий МСБ. Производственный сектор создает свыше 30% всей добавленной стоимости на предприятиях этого сегмента. Они производят одежду, автомобильные запчасти, оборудование, мебель и многое другое, при этом большая доля продукции производится на экспорт. Свою продукцию экспортирует почти каждая третья компания этого сегмента.
Можно себе представить в какой хорошей форме находилась бы сейчас  российская экономика, если бы наш малый и средний бизнес дополнительно приносил бы еще 30-40% экспортной выручки.
Конечно, изменение структуры – вопрос не одного дня и он требует комплексных усилий: бизнеса, государства, банков. Необходимы решения в области совершенствования бизнес среды, модернизации технологий, развития инструментов финансирования, обеспечения доступа на внешние рынки.
Кроме внутренних технологических ресурсов, российским компаниям следует активнее использовать сотрудничество с иностранными компаниями, в том числе,  итальянскими. Итальянские компании сегодня стремятся продавать в России не только продукты "Сделано в Италии", но также совместно выпускать изделия по принципу "Сделано с Италией".