Артемьев предлагает отменить закон о естественных монополиях. Комментарий

 

На правительственном часе в Госдуме глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев предложил отменить принятый в 1995 году закон о естественных монополиях. Он считает этот закон "безнадежно устаревшим" и предлагает заменить его главой в законе о конкуренции. Артемьев отметил, что естественные монополии неэффективны: владеют большим количеством непрофильных активов, не стремятся сокращать издержки.
Когда-то это монополии действительно были естественными, и в 1995 году в таком законе был смысл. Была тяжелая финансовая ситуация, поэтому монополиям, которые были естественными по своей сути (они образовались на базе крупных бизнесов, существовавших с советских времен), предоставили возможность самостоятельно развиваться. Они получили от государства преференции, которые позволили им повысить конкурентоспособность на российском и мировом рынке.
Тогда даже состояние "Газпрома" было близким к банкротству. Без приоритетного положения перед другими нефтяными и газовыми компаниями их бизнес тогда понес бы существенный ущерб.
Но есть ли сейчас необходимость в сохранении за "Газпромом" эксклюзивного права на экспорт газа, а также других его эксклюзивов? Это большой вопрос. Сегодня наблюдается избыток предложения на внутреннем рынке. Этот газ можно было бы отправлять на экспорт, но "Газпром" по закону обладает особыми правами, что и препятствует такому экспорту. И Артемьев последовательно добивается отмены такого рода ограничений — это позволило бы бизнесу развиваться в конкурентной среде.
Есть у нас и другие естественные монополии — к примеру, "Почта России". Там наблюдаются интересные тенденции. Нынешний руководитель компании, придя на этот пост, способствовал росту ее конкурентоспособности. Они развили внутри компании альтернативную систему доставки почты, у которой есть особые отделения по доставке почты. Сейчас этот альтернативный сервис может соревноваться даже со своими мировыми конкурентами. Среда конкурентоспособна и может быть выделена в отдельный бизнес без особых преференций.
Разговор о демонополизации применительно к РЖД идет уже давно. У нас есть железнодорожные операторы, частные вагоны, есть компании, владеющие локомотивами. Но процесс демонополизации замедлился и даже пошел в обратную сторону: вагонов слишком много, а грузов слишком мало, стоимость перевозки снижается, и это приводит к разорениям операторов.
В итоге частные компании предоставляют свой флот РЖД, чтобы не нести убытки, работая в конкурентной среде, а просто получать средства за аренду. Это позволит им выжить, а в дальнейшем, когда условия улучшатся, самостоятельно развиваться и продолжить деятельность на рынке.
Насколько быстрым будет процесс демонополизации, зависит в основном от политической воли руководства страны. В РЖД сменился руководитель, рассматривается возможность продажи пакета акций "Аэрофлота". Рынок конкурентен, и наличие государственных компаний не является необходимым для сохранения этого рынка. Если "Аэрофлот" отпустить в свободный полет, он будет просто конкурировать с другими компаниями внутри страны и на мировом рынке, но уже в статусе частного перевозчика.
Дмитрий Кумановский — начальник аналитического отдела инвестиционной компании " ЛенМонтажСтрой "