10:4610 ноября 201610:46
1079просмотров
10:4610 ноября 2016
Наша фирма много лет ведет юридическое сопровождение ликвидации банков для АСВ. В последние годы мы часто сталкиваемся с попытками физлиц-заемщиков избежать изъятия своего заложенного имущества. Одна из применяемых для этого схем — переоценка предмета залога в ходе судебного спора с целью ее максимального завышения.
Банк предъявляет в суд требование об обращении взыскания на залог. В ответ заемщик ходатайствует о проведении экспертизы: мол, при оценке стоимость имущества банком была занижена. Формально независимый специалист производит оценку, в результате которой цена имущества вырастает в разы и уже превышает размер долга по кредиту. Приняв результаты оценки, суд назначает публичные торги по этой начальной цене. Разумеется, имущество на торгах не продается, и по закону кредитор должен либо оставить его за собой, выплатив должнику разницу между ценой продажи и суммой долга, либо отказаться от прав залога.
До недавнего времени был вариант решения данного вопроса — это ходатайство банка о переоценке имущества, которое не было реализовано на торгах. Но на практике суды крайне неохотно шли на изменение своего же решения о цене.
В октябре 2015 года вступили в силу положения закона о банкротстве физлиц. Это дало юристам новый эффективный инструмент борьбы с такими схемами. Теперь, если мы видим, что заемщик пытается воспользоваться уловкой с переоценкой, мы рекомендуем клиенту инициировать личное банкротство должника с возможностью реализации залогового имущества уже по правилам 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В деле о банкротстве, в отличие от исполнительного производства, кредитор может оставить за собой залог на всех стадиях торгов, в том числе и на стадии публичного предложения. Так что такой ход позволяет прикрыть существовавшую ранее лазейку и защитить добросовестных кредиторов.
Читайте также:
Банковский сектор
Заемщик банка–банкрота платит дважды
Автор — партнер SSP-Consult