Опасный туризм

Прошел год с момента теракта, в результате которого погибли 224 человека, летевших из Шарм–эль–Шейха в Петербург. Несмотря на предупреждения властей, туристы едут в Египет окольными путями.

Прошел год со дня самой большой авиакатастрофы в истории России: крушение самолета, летевшего из Шарм–эль–Шейха в Петербург, унесло жизни 224 человек. Авиасообщение с Египтом так и не восстановлено. В списке топ–стран по посещаемости российскими туристами этого государства больше нет. И, несмотря на это, как и прежде, каждый четвертый турист в Египте — россиянин.

Вопросов нет

История эта авиационным экспертам, политологам и прочим причастным комментаторам как будто малоинтересна — в ней, как они говорят, не осталось принципиальных вопросов. В последний день сентября 2015 года Россия начала бомбить Сирию. В последний день октября над Синаем упал российский самолет компании "Когалымавиа" (бренд Metrojet).
В тот же день, 31 октября 2015 года, террористы запрещенной в России террористической организации "Исламское государство" (ИГ) заявили в Интернете через соцсети и мессенджеры о своей причастности к этому крушению. Российские власти признали это фактом через 2 недели — 17 ноября 2015 года. Спустя почти год было установлено, что террористы заложили бомбу в отсек для негабаритного багажа, так называемую bulk–камеру, где перевозят коляски и мебель. "Помог" в закладке, вероятно, сотрудник аэропорта.
С 6 ноября 2015 года прекратились полеты между Египтом и Россией, авиасообщение до сих пор не восстановлено. Доля прибытий в Египет из Восточной Европы (туда же относят РФ) — есть такой показатель, его приводит египетское Центральное агентство общественной мобилизации и статистики — в 2015 году составляла 37,7%. А в августе 2016 года восток Европы дал Египту всего 11,6% посещений, из которых треть пришлась на Украину.
Несмотря на все это, среди египетских туристов все равно каждый четвертый — россиянин. Правда, отмечают это только с египетской стороны.
Россияне по–прежнему летают в Египет, только окольными путями. Ранее больше 80% наших соотечественников отдыхали там по путевкам. Тут достаточно сравнить данные Росстата с информацией Ростуризма, который считает "только организованные поездки". Путевка — это почти всегда чартер. Чартер — это дешево. Теперь стандартная стоимость перелета в Египет туда–обратно с пересадкой в Европе стоит как недельный отдых на Красном море, каким его предлагали года полтора назад.
Те, кто был в Египте, понимают, что слово "безопасность" к этой стране трудноприменимо. Практически все падения на туристическом рынке этой страны за последние 25 лет были связаны со вспышками конфликтов. Безопасность требует инвестиций. Как сообщают российские СМИ, за прошедший год аэропорты Хургады и Шарм–эль–Шейха были полностью переоснащены. В аэропорту Каира построили специальный терминал для российских туристов. Обещают сделать такой и в Хургаде. Затраты на это наведение порядка уже оценивают в $50 млн, и это, очевидно, далеко не все. Тем временем россияне привыкают к другим направлениям: движутся вверх в рейтинге по количеству принятых российских туристов Китай, Таиланд, Испания.

Слабое место

Уже год "мучают египтян", по выражению авиаэкспертов, с тем чтобы они повысили безопасность для туристов, а наши специалисты их контролируют. Хотя основные рекомендации выполнены, сомнения в том, открывать ли путь, остаются. Самое слабое звено — контроль персонала. Здесь одними деньгами не отделаешься. Риск остается.
Давить на российские аэропорты и авиакомпании по результатам трагедии не стали. По крайней мере, громких историй не было. У нас повышать меры безопасности в аэропортах, считают эксперты, уже некуда. 16 марта 2016 года Росавиация запретила перевозчику "Когалымавиа" выполнение рейсов — через день после того, как ФНС подала на него в московский арбитраж банкротный иск. К тому моменту парк компании состоял из одного самолета. Их было еще пять в декабре, когда компания прекратила полеты.
По сути, "Когалымавиа" стала жертвой изменений на рынке чартеров, вызванных крушением ее же собственного самолета. Злая ирония: на старом, необновляемом сайте "Когалымавиа" верхние новости — про столкновение самолетов во время авиашоу и про то, что некая авиакомпания выплатит компенсации за отмененные рейсы.