Власти Петербурга сократили затраты на новогоднюю иллюминацию города

Из–за кризиса бюджетные затраты на новогоднюю иллюминацию Петербурга сокращены на 25%. Частные компании считают, что в кризис, наоборот, нельзя экономить на привлечении клиентов.

В этом году Смольный на 25% сократил бюджетные расходы на новогоднюю и рождественскую иллюминацию. На улицах, даже в центре Петербурга, ощутимо темнее, чем обычно в эти дни. На украшение города из бюджета выделено 153 млн рублей — на 46 млн меньше, чем в 2014–м. Фонари и гирлянды, задействованные в прошлый Новый год на центральных улицах, используют для украшения в других районах.
В то же время бизнесмены не стали сокращать затраты на иллюминацию, утверждая, что в кризис, когда посещаемость торговых и развлекательных объектов снизилась на 10–15%, нужно усиленно стараться привлечь посетителей. Темнота рекламе не помощник, считают они.

Как повысить световую отдачу

По информации ГУП "Городской центр размещения рекламы" (отвечает за праздничное оформление Петербурга), в этом году для новогодней подсветки улиц будет использовано 2,5 тыс. единиц различного электрического оборудования (обычно задействовано 5,5 тыс.). Елки и гирлянды установят по 92 адресам (в 2014 году было 108).
Главные улицы города оформлены по индивидуальным световым сценариям, подсветку включили 14 декабря, на Невском пр. она заработала вечером, 17 декабря. Так, на основной магистрали при помощи 1 млн лампочек создана иллюзия райского сада: фонари стилизованы под вазы, фонтаны и деревья с золотыми яблоками и снегирями на ветвях. На Адмиралтейской и Английской наб. фонарные столбы при помощи светодиодных лампочек оформлены в виде каравелл. На Дворцовой пл. с 28 декабря каждый вечер в течение недели будет идти лазерное шоу, рассказывающее о рождественских традициях разных стран мира.
В качестве антикризисной экономии решено прошлогодние украшения с Невского пр. использовать для иллюминации других городских улиц: Смольной наб., Литейного, Владимирского и Загородного пр.
Кроме того, снизить затраты на праздничное освещение города удастся за счет энергоэффективного оборудования. Как сообщили в ГУП "Ленсвет", в 2009 году энергосберегающие лампы составляли в новогодней иллюминации лишь 30%, а сейчас — 90%. Использовавшиеся раньше в уличных светильниках, прожекторах и гирляндах лампы накаливания мощностью 500 и 1000 Вт были по большей части заменены на натриевые лампы мощностью 150, 250 и 400 Вт, световая отдача которых в 5–7 раз выше. Соответственно, и расходы на потребляемую ими электроэнергию сократились, поясняют в "Ленсвете".
В последние годы затраты бюджета на новогоднюю иллюминацию подведомственных городу объектов росли (см. "Затраты бюджета..."). Исключение составило празднование наступления 2015 года: уже прошлой осенью, когда резко стала дешеветь нефть, Смольный объявил о секвестировании бюджетных расходов. В частности, финансирование новогоднего украшения города было сокращено на 12% по сравнению с 2013 годом.

Торговля с огоньком

Участники рынка коммерческой недвижимости, наоборот, на иллюминации не экономят. Собственники торговых, офисных, развлекательных и гостиничных объектов продумали тематическую художественную подсветку фасадов. Средние затраты на приобретение комплекта оборудования для одного здания — 3–5 млн рублей. "Наши бизнес–центры расположены в исторических районах города, поэтому мы для каждого разрабатываем специальный дизайн подсветки фасадов. Этот год не исключение", — говорит управляющий партнер сети бизнес–центров "Сенатор" Дмитрий Золин.
Особенно важна подсветка для торгово–развлекательных комплексов. Они стремятся при помощи яркой иллюминации привлечь посетителей и удержать кризисное падение покупательского спроса. Для торговцев декабрь — самый прибыльный месяц в году. Обычно продажи в предновогодний месяц на 25–35% выше, чем среднемесячные. Иллюминация привлекает людей, они охотнее идут в сверкающий огнями торговый комплекс, подсознательно ожидая и внутри увидеть что–то впечатляющее, отмечают участники рынка.
"Мы не сокращали затраты на праздничную иллюминацию. Бюджеты на это закладывались еще в конце прошлого года и не корректировались", — сообщили в пресс–службе Fort group.
Некоторые компании в предпраздничную неделю продлевают время работы торговых комплексов на 1–2 часа (например, сеть ТРК "Континент" холдинга "Адамант") или переходят на круглосуточный режим работы (гипермаркеты "О`Кей"), чтобы увеличить трафик посетителей.
Многие устраивают новогодние и рождественские акции, световые шоу. Так, в ТРК "Балканский", "Балкания NOVA", "Атмосфера" (принадлежат "Адаманту") пройдут новогодние шоу с яркой иллюминацией. Парк культуры и отдыха им. Бабушкина проведет несколько лазерных и пиротехнических праздников в конце декабря — начале января: День светящихся полетов, Фестиваль цветного дыма, Фестиваль бенгальских огней. Вход на них свободный, посетителям будут раздавать бесплатные подарки. Как пояснили в администрации парка, аттракционы будут работать в обычном режиме.
Подобные бесплатные мероприятия увеличивают посещаемость парка на 30–40%, принося дополнительный доход (10–15%) аттракционам.
В бизнес–парке "Полюстрово" у нас включена праздничная подсветка, на жилом комплексе "Пять звезд", как и в прошлом году, горят звезды. Даже если наступят совсем печальные времена, затраты на подсветку будем сокращать в последнюю очередь. А вот город стал ощутимо темнее. Хотя я думаю, что, наоборот, для привлечения туристов в Петербург полезнее было бы не экономить на освещении в праздник. Да и инвестиционная привлекательность города зависит в том числе и от его внешнего облика. К тому же затраты на иллюминацию не так уж и велики — много на этом не сэкономишь.
Марина Агеева
руководитель отдела продаж УК "Теорема"
Мы, как обычно, в этом году сделали подсветку фасадов нашего торгового центра "Жемчужная плаза" к Новому году и Рождеству. Оборудование для украшения комплекса закупили еще пару лет назад, так что новые светильники и гирлянды нам пока не нужны. Свои затраты на праздничные мероприятия мы не сокращаем. В праздничный период рядом с ТЦ будет работать ярмарка–продажа новогодних аксессуаров. А вот тем, кто еще только собирался в этом году приобрести такое оборудование, возможно, пришлось экономить, так как многие виды светового оборудования импортные, поэтому оно очень подорожало по сравнению с прошлым годом.
Александр Кречетов
представитель компании SRV