Прописались в Сети

По прогнозам, рынок интернет–банкинга на Северо–Западе продолжит расти на 10% в год. Препятствиями для него остаются консерватизм клиентов и осторожность регулятора.

Согласно последнему исследованию Markswebb Rank & Report, уже 64,5%, или 35,3 млн, российских интернет–пользователей в возрасте от 18 до 64 лет пользуются интернет–банкингом для частных лиц. За 2015 год количество пользователей интернет–банкинга увеличилось на 51% по сравнению с показателями 2014 года.
Однако если брать в расчет не только интернет–пользователей, а все российское население, то проникновение интернет–банкинга находится на уровне 39%. В ЕС этот уровень уже достиг 46% в результате мощного рывка за последние годы: с 2007 по 2015 год в ЕС проникновение интернет–банкинга выросло почти в 1,5 раза. В России, несмотря на кризис в банковской сфере, эксперты тоже ждут ошеломительных темпов.
Обороты мобильного банкинга в России, по оценке Финансовой группы "БКС", составляют около 20 млрд рублей, а в 2017 году могут вырасти до 30 млрд рублей. На Северо–Западе рынок интернет–банкинга будет расти на 10% в год, прогнозируют, в свою очередь, эксперты портала spbIT.

Закрываться рано

Практически 99% новых клиентов малого и среднего бизнеса, как правило, подключают себе интернет–банк, среди физлиц дистанционные каналы подключает примерно каждый второй, говорит коммерческий директор региона "Санкт–Петербург Север" ЮниКредит банка Антон Большаков.
Несмотря на значительный рост интереса клиентов к дистанционным сервисам, банкиры не планируют в связи с этим в ближайшие годы кардинально менять структуру своего бизнеса, в частности значительно сокращать число офисов.
"Больше половины клиентов, которые сейчас приходят в банк и открывают карту, тут же подключают удаленный канал доступа, но банк работает для разных клиентов, в том числе для тех, кто не может обойтись без очной консультации, — говорит руководитель кредитно–кассового офиса петербургского филиала Альфа–Банка Наталья Логинова. — В дальнейшем отделения будут трансформироваться, это будут мобильные отделения, так называемые мобильные киоски. Но отделения сами по себе — они были, есть и, скорее всего, будут".
За последние годы заметно изменились цели, с которыми клиенты в Петербурге обращаются к дистанционным каналам, отмечают представители банков, в частности, ранее клиенты в основном оплачивали мобильную связь посредством интернет–банка и мобильного банка, сейчас доля таких операций в среднем снизилась в 2 раза в пользу других операций. Как уточнила заместитель директора Северо–Западного регионального центра Райффайзенбанка по розничному бизнесу Дарина Хохлушина, самыми популярными транзакциями в онлайн–банке являются оплата услуг, они составляют 45% от общего количества транзакций, внутренние рублевые переводы между своими счетами и картами составляют 16%, межкарточные переводы — 18%, внешние рублевые переводы — 12%, а обмен валют — 6%.

Прогресс зависит от регулятора

Перспективы развития интернет–банкинга эксперты видят в развитии биометрических методов идентификации, когда банк может идентифицировать клиента на расстоянии, считывая радужку глаз, отпечатки пальцев, рисунок вен, геометрию лица или узнавая клиента по голосу.
Как заявляли в октябре представители Центробанка РФ, в 2017 году биометрия будет опробована в рамках пилотного проекта удаленной идентификации, в котором смогут поучаствовать несколько банков.
"Биометрия повышает безопасность использования банкоматов и увеличивает скорость проведения операции. Пока это дорогое удовольствие, в ближнесрочной перспективе массового перехода на эту технологию ожидать не стоит. Но на горизонте 3–5 лет она может быть реализована рядом игроков", — прогнозирует Дарина Хохлушина.
"Мы можем сколько угодно говорить, что технологии вышли на первое место и мы можем все сделать по отпечатку пальцев, но если Центробанк будет требовать от банков и от их клиентов личного присутствия в офисе банка при открытии счета, никакие новые технологии не заставят банки отказываться от офисов", — отметил представитель "ВТБ 24" Иван Макаров.
В последнее время мы заметили, что у наших клиентов — банков резко вырос интерес к сервисам личных финансов. Конечно, каждый банк по–прежнему хочет развивать свой сервис для собственных клиентов. Но невозможно не учитывать, что клиент конкретного банка зачастую является одновременно клиентом и других кредитных организаций. Поэтому сервисы, построенные на объединении информации счетов в разных банках, будут развиваться очень быстро и в конечном итоге будут серьезно менять суть банков. Уже сейчас некоторые игроки предоставляют возможность своему клиенту видеть все его счета, в том числе и находящиеся на балансе конкурентов. Информация постепенно консолидируется, это явный тренд, в будущем, я думаю, он приведет к тому, что можно будет совершать любые операции в любых банках через единую точку входа.
Алексей Лиукконен
ведущий специалист компании BSS
Если говорить о перспективах развития интернет–банкинга, то я думаю, что в далеком будущем банков как таковых не будет вообще. Вот раньше какие банки были — они занимали самые престижные здания, много вкладывали денег во внешнее оформление, все было в золоте и драгоценных камнях, чтобы человек, который вкладывал деньги, был уверен, что это солидное учреждение, при этом клиенты редко обращали внимание на показатели банка. Сейчас же мы стоим на пороге совсем других технологий и форматов работы. Деньги становятся информационными потоками. Банки будут экономить на всем внешнем, рано или поздно отделения окажутся не нужны. В каком–нибудь подвале, хорошо защищенном месте будет стоять мощный компьютер, а клиенты будут прикладывать пальцы для того, чтобы он их идентифицировал и провел любую операцию.
Владимир Джикович
президент Ассоциации банков Северо–Запада