Новые арендаторы

Все большую популярность Невский проспект приобретает у баров и ресторанов. Продолжают приходить сюдаи fashion–ретейлеры, в том числе флагманские магазины ведущих мировых брендов.

Сегодня большую часть коммерческих помещений на Невском пр. занимают кафе, бары и рестораны. По оценкам Knight Frank St Petersburg, на заведения общепита приходится около 35% всех площадей, магазины одежды вторые по объему — около 18%.
При этом магазины сувениров на главной магистрали Петербурга переживают не самые простые времена, некоторые точки закрываются, хотя туристический поток в город растет с каждым годом. Однако и в этой сфере все же появляются новые игроки, в частности, на Невском пр., 22–24, открылся магазин Nevsky Souvenir.
"Банки занимают всего 7% площадей. Среди них заметна тенденция ротации с целью оптимизации затрат. Они покидают дорогие помещения и переезжают на соседние улицы либо в помещения с более низкой ставкой аренды", — добавляет руководитель отдела коммерческой недвижимости Knight Frank St Petersburg Марина Пузанова.

Новички

Помимо прочего, Невский проспект является главным торговым коридором города.
По словам Вероники Лежневой, директора департамента исследований компании Colliers International, открытие флагманских магазинов в формате стрит–ретейл на Невском по–прежнему представляет интерес для fashion–ретейлеров. Так, на рынок Петербурга вышли новые международные операторы — ERES и Jil Sander Navy.
Кроме того, произошла релокация бутика Louis Vuitton с Большой Конюшенной ул.
На месте ресторана "Счастье" на Невском пр., 55, открылся ресторан Manneken Pis, а на Невском пр., 136, заработала пекарня "Хлеб с маслом".
"Многие магазины расположены в непосредственной близости друг от друга в бутиковой зоне Старо–Невского пр.", — говорит Вероника Лежнева.
Также на Невском пр., 57, открылся магазин одежды SWANK. В пространстве Welcome в доме 48 открылся первый магазин петербургской марки Waf–Waf, которая занимается выпуском одежды и деревянных значков. Второй магазин эстонского бренда Veta заработал на Невском пр., 72.
В свою очередь, руководитель направления стрит–ретейла компании JLL в Петербурге Юлия Корчемная добавляет, что на Невском также открылись кафе Amsterdam Chips Company и магазин органической косметики Organic Shop.
"Мы ожидаем изменения ситуации прежде всего на Старо–Невском пр., где будет усиливаться люксовая составляющая вслед за открытием бутика Louis Vuitton. Следует отметить, что вследствие снятия моратория на выкуп помещений у города наблюдается активизация на инвестиционном рынке, что повлечет за собой увеличение количества сделок", — считает она.
При этом большинство прошедших за последний год сделок с коммерческой недвижимостью на Невском пр. связаны именно с арендой площадей. Продажи помещений на Невском единичны. Это, например, выкуп Евгением Пригожиным у города Елисеевского магазина площадью 983,5 м2 за 740 млн рублей.
На рынке офисной недвижимости также произошли некоторые изменения. В частности, юридическая компания Dentons арендовала офис площадью более 600 м2 в бизнес–центре Jensen House, расположенном на Невском пр., 32.
Также площади сдавались в БЦ "Невский Центр": фармацевтическая компания и коммуникационное агентство арендовали там офисные помещения площадью более 300 м2.

Стабильные ставки

Запрашиваемые ставки аренды торговых помещений на первых этажах с витриной на Невском пр. находятся в диапазоне от 4 тыс. до 10 тыс. рублей за 1 м2 в месяц, не включая НДС и коммунальные услуги, рассказывает Анна Энглас, консультант–аналитик отдела исследований рынка компании Maris в ассоциации с CBRE.
"Максимальные ставки, которые нам встречались во II квартале, — на сувенирные магазины, расположенные в разных частях Невского пр. Обсуждаемые при аренде наиболее ликвидных помещений ставки доходили до 14,5 тыс. рублей за 1 м2 в месяц, однако основные переговоры все же велись в диапазоне 9–10 тыс. рублей за 1 м2 в месяц", — уточняет Вероника Лежнева. По ее словам, в ближайший год структура арендаторов по профилю на Невском пр. сильно меняться не будет, возможна лишь небольшая ротация операторов общепита, которые активно развиваются в целом на рынке.
При этом, подчеркивает Юлия Корчемная, динамика арендных ставок на Невском во многом зависит от сезонного фактора. Так, если в середине года традиционно наблюдается небольшой рост ставок, то зимой происходит снижение. Увеличению ставок способствуют рост туристического потока в Петербург и активизация спроса со стороны ретейлеров.
Ставки аренды в качественных бизнес–центрах, расположенных на Невском пр., традиционно высокие: в среднем в диапазоне от 1,6 тыс. до 2,3 тыс. рублей за 1 м2 в месяц, включая НДС и операционные расходы.
Ситуация с начала года в целом не изменилась. Большинство бизнес–центров имеют высокую долю заполняемости — более 90%. При этом эксперты не ожидают в ближайшее время серьезного изменения цен в какую–либо сторону: с одной стороны, предложение ограничено, поэтому серьезное снижение ставок вряд ли возможно, с другой — арендаторы по–прежнему существенное внимание уделяют экономике аренды и сохранению запланированных бюджетов по аренде.
Специалисты считают, что рост арендных ставок может происходить на Старо–Невском пр., где будет усиливаться люксовая составляющая вслед за открытием бутика Louis Vuitton.