Таможня просрочила

Кингисеппская таможня попыталась взыскать в суде более 200 млн рублей пошлин, недоплаченных фирмами из Прибалтики еще в 2005–2006 годах.

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти на прошлой неделе отказал Кингисеппской таможне по шести искам к прибалтийским фирмам, импортировавшим в Россию товары автофурами через Ивангород. Еще семь исков Кингисеппской таможни к другим фирмам из Латвии, Эстонии и Литвы суд еще рассматривает, заседания назначены на ноябрь. Суть требований во всех 13 исках одна: взыскание таможенных платежей и пеней на общую сумму 202 млн рублей. По данным судебных актов, эти компании в 2005–2006 годах ввезли в Россию свои грузы через таможенный пост Ивангород, где были досмотрены, уличены в недостоверном декларировании и привлечены к уголовной ответственности по ст. 188 УК РФ (контрабанда). Все шесть отказов в исках мотивированы истечением всех мыслимых сроков давности: с момента совершения правонарушений прошло более 10 лет. В пресс–службе СЗТУ не ответили на запрос "ДП".

Трудности перевода декларации

Крупнейшие требования — 75 млн рублей пошлин и 83 млн рублей пеней — фискальный орган предъявил к компании AS Levekol из Таллина, которая в августе 2008 года на грузовике Skania ввезла в РФ 1,6 тыс. масляных обогревателей, задекларировав их как "радиаторы для центрального отопления неэлектрические". А в феврале 2006 года на грузовике DAF ввезла 911 коробок с китайскими игрушками, задекларировав их как "ручные пилы", "металлические уголки", "изделия из стекла" и "клей".
По признакам контрабанды таможня возбудила уголовные дела и изъяла товары. Однако спустя 6 лет, в 2012 году, оба уголовных дела были прекращены в связи с декриминализацией ст. 188 УК РФ. Изъятый товар был пущен с молотка, деньги обращены в доход государства. Однако в ноябре 2015 года по результатам таможенной проверки было обнаружено, что пошлину в размере 75 млн рублей импортер тогда так и не заплатил. В связи с этим ему были насчитаны пени в размере 83 млн рублей. Однако арбитражный суд в иске отказал в связи с истечением сроков давности. Адвокат AS Levekol Александр Зимин не пожелал общаться с журналистом "ДП".

Позднее пробуждение

Аналогичные претензии (5 млн рублей пошлин и 5,8 млн рублей пеней) были предъявлены SIA Bindis–1 из Риги, которая в сентябре 2005 года ввезла в РФ на фуре Iveco 842 коробки с одеждой, задекларировав ее как "сантехническое оборудование". Иск на 23 млн рублей (11 млн пошлин и 12 млн пеней) получило OU Paniver (Таллин), ввезшее на грузовике Skania 21 т "ферромарганцевого порошка", который после химической экспертизы оказался молибденом, и т. д.
"Пикантность ситуации в том, что на самом деле деяние "контрабанда" никто не декриминализировал, — комментирует эти дела управляющий партнер CLC Наталья Шатихина. — Ст. 188 была ликвидирована, но вместо прекращения дел должна была быть переквалификация в "уклонение от уплаты таможенных пошлин". И то, что дела все–таки прекратили (и кто их прекратил), вероятно, является предметом отдельного изучения компетентных органов". По мнению эксперта, стратегический смысл обращений таможни в арбитраж состоит в том, чтобы затем взыскивать убытки бюджета с виновных физлиц: "Так сейчас сплошь и рядом действует налоговая, и, видимо, таможня берет пример".