Марина Васильева, Лилия Агаркова Все статьи автора
26 октября 2016, 12:12 1193

Почему в Петербурге становится все больше легальных и нелегальных ярмарок

В Петербурге с 2014 года стало почти вдвое больше легальных ярмарок, а нелегальных — в несколько раз. Они размещаются возле станций метро и на время работы "отъедают" у соседних ларьков и ТЦ до 25–30% выручки.

Ярмарки на улицах Петербурга в последнее время можно увидеть все чаще. Большая их часть работает неподалеку от станций метро на окраинах города, это ряды палаток по несколько сотен метров, которые растягиваются по пути потока прохожих. Ассортимент широкий, но для всех районов почти одинаковый — мед, сладости, мясо, рыба, овощи, одежда, белье.

В Петербурге до марта "заморозили" ярмарки

В Петербурге до марта "заморозили" ярмарки

1844
Марина Васильева

По данным реестра, который ведет комитет по развитию предпринимательства, с мая 2014 года по май 2015–го власти согласовали 281 ярмарку, а в течение следующего года — 504. За 9 месяцев 2016 года в Петербурге прошло 648 ярмарок. Эксперты оценивают оборот ярмарочной торговли в 20 млрд рублей в год. Общий оборот розничной торговли в Петербурге — чуть больше 1 трлн рублей, но до 90% рынка занимают крупные торговые сети. Ярмарки, ларьки, одиночные магазины и небольшие местные сети делят оставшиеся 10%.

В палатку не войти

Как рассказывают участники рынка, реестр при КРППР отражает только часть действительности — около половины ярмарок санкционируется районными чиновниками и в этот список не попадает. Некоторые из них работают дольше положенного, много и вовсе нелегальных.

Закон о ярмарках, который определяет правила для рынка и вводит штрафы, городские власти приняли в 2015 году (готовился он с октября 2014 года). Но дата начала действия закона — 1 марта 2017 года, до тех пор отрасль не регулируется. В этом предприниматели видят продвижение интересов нелегальной торговли — единственное, что изменилось в законе после третьего чтения, — дата принятия, которую передвинули на 2 года. Предприниматель Михаил Белоногов, который этой осенью переехал работать в Москву, где город выдает места на ярмарках, рассказывает, что в Петербурге из–за неорганизованности торговли во временных палатках торгуют не местными товарами (фермерскими продуктами, ремесленными изделиями), а теми же товарами, что можно купить на рынках и в торговых павильонах. Он добавляет, что получить палатку под временную торговлю почти невозможно без связей. Владелец ООО "Велес" Павел Краев соглашается; его компания несколько лет подряд выигрывала городские тендеры на проведение ярмарок, но только за счет того, что отказывалась от прибыли. "При ставке 4,5–5 млн рублей я забирал тендер за 1,5–2 млн. Себестоимость ярмарок около 2 млн — это работа в ноль, зато я получал базу фермеров для других проектов". Что же касается ярмарок, которые регулируют районы, туда, считают предприниматели, со стороны и вовсе не попасть: состав участников постоянный. Например, по данным того же реестра КРППР, с мая 2014 года ООО "Невская торговая компания", провело 82 мероприятия, следующие за ней "Торговый дом "Титан" (29), ООО "Велес" (23) в разы отстают. Большинство остальных компаний могут похвастаться проведением не более одной–двух ярмарок. По данным СПАРК, учредитель ООО "Невская торговая компания" — Константин Романовский, которому также принадлежат ООО "Софит", ООО "Информационные медиа технологии" и ООО "Новый свет".

Борьба за места

Ярмарочная торговля, даже легальная, сильно влияет на выручку соседних магазинов. Больше всего страдают ларьки и торговые павильоны, небольшие ТЦ на окраинах города. Когда от выхода из метро до входа в магазин простираются ряды палаток, многие посетители до магазина вовсе не доходят. "Если рядом с продуктовым магазином продуктовая же ярмарка — оборот падает минимум на 25–30%, — рассказывает владелец сети торговых павильонов Ашот Эфендиев. — В последнее время нелегальных ярмарок действительно больше, и они имеют тенденцию расширять ассортимент. Часть торгует промтоварами, часть — фруктами, овощами и другой едой".

Дилявер Меметов, глава совета директоров холдинга "Адамант", считает, что ярмарки стоит как минимум перенести. "Несправедливо, когда на территории, благоустроенной инвестором, допускается размещение сомнительных ярмарок, — говорит он. — Считаем, что, если инвестор вкладывается в развитие территории, со стороны властей справедливо было бы не размещать в 50–метровой зоне от объектов капстроительства архаичные палатки".

Ярмарочный пирог делят в Петербурге по-новому

Ярмарочный пирог делят в Петербурге по-новому

1123
Марина Васильева, Лилия Агаркова

Мария Огнева, глава отдела маркетинга холдинга "Первая мебельная фабрика", рассказывает, что в ее компании проблему решили кардинально, открыв собственную ярмарку возле своего же ТК. "Есть продавцы, которые по разным причинам (сезонный товар, высокая цена аренды) не хотят выкупать места в ТК. Для них мы открыли ярмарку у входа в наш комплекс "Гарден Сити". Изначально упор был сделан на сезонные ягоды, фрукты. Но в этом году 95% наших арендаторов — "цветочники". Доход от ярмарки незначителен — доли процента от общего объема, но мы думаем, что она привлекает дополнительных посетителей в ТК".

Спонтанную торговлю мы регулярно наблюдаем возле наших объектов — палатки прочно обосновались у метро "Проспект Просвещения", "Звездная" и др. Серьезной конкуренции ТК они не составляют, и цены в магазинах не выше, чем на "развалах". Но мы за свой счет благоустраиваем территории, готовы обеспечивать порядок. Мы не раз обращались к властям с предложениями по благоустройству, но районные администрации их игнорируют и отдают площади для торговли в палатках. Мы платим миллионные отчисления за право застройки, выкупа. Ярмарки не несут расходов, но пользуются участками и инфраструктурой — правильно ли это?
Дилявер Меметов
глава совета директоров ассоциации "Управляющий холдинг "Адамант"
Формату стрит–ретейл ярмарки не мешают. Зачастую они, напротив, выступают точками притяжения дополнительного трафика. Торговые центры с профессиональной концепцией посещают целенаправленно, и зачастую они рассчитаны совсем на другую целевую аудиторию, так что прямая конкуренция случается редко. Исключение составляют ситуации, когда ярмарки перекрывают фасады магазинов и мешают посетителям к ним подойти. Однако бороться с этим очень сложно, особенно если размещение нестационарных конструкций было проведено на законных основаниях.
Александр Просенков
глава департамента street retail компании Colliers International в Санкт–Петербурге
Новости партнеров
Реклама