Лилия Агаркова, Марина Васильева Все статьи автора
25 октября 2016, 10:59 1572

Как предприниматель Сергей Бельтюков преобразовал завод музыкальных инструментов в арт–пространство

Владелец нового творческого кластера "Артмуза" Сергей Бельтюков преобразовал бывший завод музыкальных инструментов в арт–пространство, где бизнес строится не на проведении выставок и биеннале, а на сдаче в аренду площадей и сопутствующих услугах для пула петербургских художников и дизайнеров.

Владелец "Артмузы", которая уже 3 года открыта на 13–й линии Васильевского острова, Сергей Бельтюков в 1990–е годы начинал работать мастером на заводе, где делали гитары (завод располагался в том же здании, где теперь действует арт–кластер). В 1993–м началась приватизация, Сергей Бельтюков стал одним из акционеров завода, а в 2005–м — владельцем актива предприятия. Тем временем спрос на музыкальные инструменты падал, и руководство предприятия спешно преобразовало завод в технопарк и сдало площади в аренду разным производителям. В 2008 году из–за кризиса арендодатели стали спешно покидать помещения технопарка, и Сергей Бельтюков задумался о будущем. В Москве тем временем открылись "Винзавод", центр дизайна "Артплэй", в Петербурге появился лофт–проект "Этажи". Сергей Бельтюков, который всегда любил искусство, подумал, что для такого города, как Петербург, создания еще одного выставочного пространства будет недостаточно, и он, расставшись с остатками арендаторов, начал преобразование технопарка в арт–кластер.

Креативные пространства претендуют на туристический пирог

Креативные пространства претендуют на туристический пирог

734
Лилия Агаркова

Воплощение

Сегодня "Артмуза" — это 13 тыс. м2 площадей на четырех этажах, где работают более 130 мастерских, магазины и даже обучающие курсы от дизайнеров, художников, модельеров и архитекторов.

На вопрос, сколько стоило преобразование технопарка в арт–пространство, Сергей Бельтюков отвечает уклончиво: "Нет времени считать, вся прибыль вкладывается в развитие. Могу сказать, что у нас оптимальная себестоимость затрат — я и генеральный директор, и арт–директор, и дизайнер, и прораб, что существенно снижает затраты".

По оценкам экспертов, реконструкция завода могла стоить не менее 30–40 млн рублей. Аренда 1 м2 в кластере стоит 500 рублей в месяц, средний бокс–мастерская–магазин для творческого предпринимателя здесь составляет 30–35 м2, и, таким образом, "Артмуза" уже может работать с годовым оборотом минимум 27,2 млн рублей. Это без учета процента от продаж предметов искусства на выставках. От проданных на выставках работ "Артмуза" получает от 25%.

Улица Малевича

На то, чтобы занять площади в "Артмузе", — очередь. Берут арендаторов только при наличии портфолио.

Первый художник, который арендовал здесь площади под свою мастерскую, — Владимир Зорин, который давно живет в Финляндии. Но, оценив арт–пространство, решил обосноваться и здесь тоже. Он не одинок, в "Артмузе" арендуют мастерские другие художники и дизайнеры, у которых есть мастерские в Нью–Йорке и европейских городах.

Креативно или продуктивно: тест про петербургские заводы и арт-пространства

Креативно или продуктивно: тест про петербургские заводы и арт-пространства

1 339
Маргарита Кудрявцева

Внутри кластера вовсю действует кооперация: художники, которые работают с глиной, помогают найти заказы единственному в Петербурге художнику, который работает, например, с картоном. Здесь же в Кросно–ткацком клубе действуют курсы по ткачеству, учат, как сшить платье из самостоятельно вытканного полотна. В мастерских модельеров и дизайнеров одежды, мебели и предметов обихода, ландшафтных дизайнеров производят и продают изделия — в каждой мастерской есть витрины. Постоянно проходящие на территории кластера выставки предлагаются уже как дополнительная услуга к аренде. Выставки располагаются на просторных "улицах" — бывших коридорах, которые сами выглядят как арт–объекты (например, "улица" Малевича или Большая Ремесленная).

Джаз на крыше

Сергей Бельтюков не собирается останавливаться на достигнутом: под лаундж–зону преобразуют крышу площадью 1,5 тыс. м2, к следующему лету здесь откроется джаз–клуб, арт–кафе, будут проходить концерты джазовой музыки. Потом предприниматель займется дворовой территорией — планируется, что там откроется арт–оазис с открытыми театральными и концертными площадками, стритфуд–зонами.

В планах у Бельтюкова — сотрудничество с туристическими агентствами. Прошедшим летом "Артмуза" уже принимала группы туристов, которые приезжали сюда покупать картины и керамику.

Рынок креатива

В Петербурге более 40 малых креативных пространств, которые в основном продвигают галереи и выставки, но также сдают свои площади в аренду.

Среди них — лофт–проект "Этажи", который занимает около 2 тыс. м2 бывшего Смольнинского хлебозавода, BS Art Development Group ("Третий кластер", "Флигель", "Голицын Лофт", "Corpus–2") — это около 10 тыс. м2, где работают бары, шоу–румы, лектории и др. Примерно по 5 тыс. м2 занимают Contour Family и "Ткачи".

Арендаторы этих пространств зарабатывают по–разному — от продажи товаров хенд–мейд до сварки и швейного производства. Объем этого рынка — сдачи в аренду площадей в креативных пространствах и кластерах в Петербурге — оценивают примерно в 400–500 млн рублей. Картинных галерей в городе не так много, среди них "Эрарта", "Анна Нова", "Борей", K–gallery и другие. Всего около 40 частных галерей. Они, в отличие от креативных пространств, зарабатывают только на выставках и продаже картин.

Директор по внешним связям "Эрарты" Екатерина Атоян–Милюкова говорит, что, несмотря на кризис и снижение доходов населения, число посетителей музея растет. По итогам 2015 года посещаемость увеличилась на 20%, приблизительно до 220 тыс. гостей. При этом самые верные посетители — не иностранные туристы, а сами петербуржцы. Рост интереса к искусству компенсирует снижение доходов.

"За последний год вырос поток внутренних туристов, — продолжает Екатерина Атоян–Милюкова. — В музей чаще стали приходить москвичи. Их привлекают выставки, ради которых они готовы провести выходные в Петербурге".

Новости партнеров
Реклама