Что могут предложить русские художники международному зрителю

  

Русским художникам работать на международной арт–сцене сегодня сложнее, чем было их предшественникам в советское время. Экзотика тоталитарной культуры из моды вышла, русский авангард приелся. Ничего особенного предъявить миру мы сейчас вроде как не можем. Остается мимикрировать под современного художника, кочующего по биеннале и арт–резиденциям.
Запасной вариант — манипулировать интеллектуальной конъюнктурой. Больших удач за нашими соотечественниками в contemporary art последнее время не числилось. Главное достижение недавних лет: сформировался пул художников, признанных на ключевых фестивалях.
Арсений Жиляев как раз из тех, кто больше работает за рубежом, чем дома. Жиляев нашел свой постконцептуалистский стиль фантасмагоричной антиутопии в недавних выставках, вдохновленных русским космизмом. Николай Федоров и Константин Циолковский — выгодные для художников партнеры. Их идеи — готовые арт–проекты, актуальные в контексте споров о воображаемых реальностях постинтернета, теории сингулярности, постгуманизме и искусстве, освобождающемся от засилья медиа. Самородок из провинциального Боровска, Федоров грезил о воскресении тех, чьи достоинства и таланты могли бы послужить во благо человечества. Для того чтобы на Земле с их возвращением не стало слишком людно, он разрабатывал план космической миграции землян. Вдохновившись его идеями, Циолковский изобрел космический аппарат. Жиляев же по наущению Федорова воскресил в своем проекте Циолковского и поселил его в Музее первопроходцев космоса, созданном по заветам покорителя Вселенной.
В новой жизни Циолковский соседствует с идеальным гомункулусом, выведенным художником в ходе художественных разысканий, а также с неустанно машущими лапой котами, которые воплощают собой то ли кошмар обезумевшего от вояжей туриста, то ли великий авось мировой экономики. Шизоидность поглотила утопии космистов, зарифмованные с модными интеллектуальными теориями. Для Венецианской биеннале или лейпцигского Кунстверейн такая фантазия очень даже кстати. Зачем этот проект показан в Новой Голландии в качестве добавки к порции культурного досуга, — вопрос на засыпку.