Новое наступление на ИГ: последняя попытка

Автор фото: Globallookpress

В отчаянной попытке переломить ход борьбы с ИГ западная коалиция возглавила масштабное наступление на город Мосул в Ираке — а Россия в этот момент соглашается на время прекратить бомбардировки Алеппо. Участники конфликта готовятся занять новые позиции перед очередными переговорами.

На севере Ирака развернулось масштабное наступление на город Мосул — опору боевиков ИГ в этом регионе. При поддержке американской авиации курды наступают с севера, иракская армия — с юга, участвуют также разнообразные отряды ополченцев, всего около 25 тыс. человек.
Пока не вполне понятно, в какой степени будет участвовать Турция — президент Турции Реджеп Эрдоган заявляет, что непременно задействует военных с базы возле Мосула, где они дислоцируются уже год, но Багдад, кажется, недоволен: саму базу там считают актом вмешательства во внутренние дела Ирака, и сейчас посольство Турции в Багдаде осаждают митингующие шииты с требованием убираться.
С Турцией или без, но операция явно призвана стать триумфом западной коалиции. Атаки на Алеппо и Ракку в Сирии успеха никому не принесли. Если не получится и здесь, останется только развести руками.
С конца сентября, когда премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади заявил, что Ирак скоро будет освобожден от ИГ (это случилось в дни, когда мир активно обсуждал скандалы с участием России в Сирии), про будущую операцию писали ежедневно. Начавшееся наступление сопровождается весьма бурной поддержкой в западных СМИ, которые переполнены репортажами с передовой. Считается, что взятие такого крупного города, как Мосул, станет переломным моментом в борьбе с исламистами.
Вообще, предыдущие неудачи указывали на то, что до президентских выборов в США крупные операции в Сирии вряд ли последуют — сирийские войска, ни правительственные, ни оппозиционные, не продемонстрировали требуемых боевых качеств, к тому же возникли непреодолимые трудности в общении Москвы и Вашингтона в отношении бомбардировок Алеппо. Но накал президентской гонки, в которой Дональд Трамп стал активно давить демократам на больную сирийскую мозоль, по всей видимости, заставил предпринять еще одну попытку — правда, не в Сирии, а в Ираке.
Западной коалиции остается надеяться на лучшее. Иракская армия не сильно отличается по подготовке от сирийской, а штурмовать Мосул по плану должна именно она, а не курды. Городская же война вообще довольно сложна. Кроме того, разношерстность атакующих армий вполне может привести к плохой управляемости во время штурма и разногласиям после него при любом исходе. Министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр, например, уже заявил, что Эр-Рияд против участия в штурме Мосула шиитских ополченцев (Мосул — в основном суннитский город), что, по его убеждению, вызовет всплеск конфликтов и в итоге рост экстремизма.
Для исламистов потеря Мосула может и не стать роковой — практика показывает, что они с легкостью возвращаются к тактике терактов, которые уже сейчас пошли в этом регионе чередой. Они могут и перебросить вооружение из Ирака в Сирию. Немалая опасность заключается в том, что при штурме непременно будут разрушаться здания и гибнуть гражданские — медиаэффект для коалиции может стать сокрушительным. Хотя ООН и призвала военных быть осторожнее, директор Международного комитета спасения Александр Милутинович заявил, что гражданским лицам остается только молиться, чтобы избежать мин, снайперов и взрывов.
Штурм Мосула — в каком-то смысле военная авантюра, которая рискует обернуться проблемами даже в случае успеха: турецко-иракские, турецко-курдские, шиито-суннитские и другие конфликты никуда не денутся, а лишь усугубятся, когда настанет время делить плоды победы. Тем не менее все-таки это действительно крупнейший город северного Ирака, его взятие имеет большое пропагандистское и гуманитарное значение, и его нельзя назвать совсем уж бесперспективным. В конце концов, какие-то действия против ИГ предпринимать нужно, а именно в Мосуле было в свое время провозглашено "Исламское государство".
Одновременно Россия объявила о прекращении авиаударов по Алеппо (в ночь перед этим, правда, город подвергся интенсивным бомбардировкам). Министр обороны Сергей Шойгу сообщил, что это связано с гуманитарной паузой — в четверг, 20 октября, в течение 8 часов из города можно будет выйти всем желающим. Кремль говорит о жесте доброй воли, хотя этот жест последовал после того, как министры иностранных дел ЕС потребовали от России прекратить бомбежки под угрозой новых санкций.
В скором времени начнется новый раунд переговоров о будущем Сирии — уже 19 октября соберется в очередной раз "нормандская четверка", которая кроме Донбасса обсудит наверняка и Сирию, а глава внешнеполитического департамента ЕС Федерика Могерини начинает встречи с лидерами Ирана, Саудовской Аравии и других ключевых стран.
Выполнив главное требование и прекратив бомбардировки, Россия предстанет в более выгодном свете, особенно если операция в Мосуле обернется катастрофой. Но ряд лидеров сражающихся группировок уже заявили, что не принимают предложение России о прекращении огня, а размещение российской военной группировки в Сирии с недавних пор стало постоянным. Вероятно, после паузы бомбардировки Алеппо возобновятся с новой силой под предлогом того, что всем боевикам "Джебхат ан-Нусры" было предложено уйти добровольно — представитель России в ООН Виталий Чуркин довольно прозрачно намекнул на то, что в ином случае боевиков придется уничтожить. От того, насколько удачным будет наступление на Мосул, будет зависеть, с каких позиций стороны подойдут к обсуждению взятия Алеппо.