Рецензия на "Барокко.ру" в Мариинском театре

 

Случилось чудо — друг спас жизнь друга! Хотя вроде не друг и был: Мариинский театр никогда не значился в поклонниках и проповедниках старинной музыки, в отличие от славного фестиваля Earlymusic, который за 19 лет обучил Петербург и — шире — Россию воспринимать жильные струны, контратеноров, клавесинистов и прочий разнообразнейший звуковой специалитет XII–XVIII веков как вторую классику. Однако иссякли деньги — иссяк и поток европейских звезд в наши пенаты. 19–й Earlymusic свернулся до масштаба хорошего, но всего одного проекта: представил полуконцертное исполнение первой оперы на русском языке — "Цефал и Прокрис" Франческо Арайя.
И тут эстафету крупных привозных событий в области музыки XVII–XVIII столетий приняла академически–модерновая, вовсе не барочная Мариинка. Первый в истории театра абонемент "Барокко.ру" (№ 43, если интересно) выпустил не особенно громкую по природе своей старинную музыку на широкий простор Концертного зала Мариинского театра. На первом концерте выяснилось, что объем зала–тысячника вполне пригоден для вслушивания в самые воздушные нюансы Габриели, Кавальери, Меалли и Бертали. Нет, конечно, лютню соло выпускать на эту арену не стоит, что петербургский ансамбль Barocco Concertato, открывший абонемент, прекрасно понимает. Коллектив, вторым в истории России ставший лауреатом самого престижного европейского конкурса барочной музыки (Internationaal Van Wassenaer Concours 2016), из квартета разросся до объема небольшого оркестра, скооперировался с уникальным московским ансамблем старинных духовых Alta Capella, созвал солистов из Швейцарии, Италии и России и сочинил программу "Рождение оркестра" — краткую историю возникновения главного европейского "музыкального инструмента", увлекательную, как энциклопедия в картинках.
Сакбуты (прото–тромбоны) и корнет (деревянная труба — итальянский родственник русского рожка) трубят на хорах, барочные скрипки отвечают им на сцене, скрипка с корнетом устраивают форменный баттл (Мария Крестинская и Джед Аллен), бодрящее соло тамбурина (Мирко Мунгари), и в канцонах Габриели все наконец сливаются в жизнерадостный фонтан оркестрового звука. Парад солистов продолжился и во втором отделении, уже под знаком Вивальди — от виоль д’амур (Мария Крестинская) до барочных гобоев (Константин Яковлев и Денис Быстров), от натуральной трубы (Евгений Яцук) до меццо–сопрано, изображавшего контратенора (Дарья Телятникова).
Дальше будет больше. Первый концерт абонемента отчитался "за всю Италию", второй, 16 января, ответит за Германию. Московский барочный оркестр Pratum Integrum переживает не лучшие времена — из частного предприятия, дававшего оркестрантам постоянную работу, превратился в проектный коллектив, но блестящего уровня не теряет. А концертмейстер оркестра Сергей Фильченко знает толк в прихотливой, манерной и нервной музыке Иоганна Генриха Шмельцера и в особенности его знаменитого ученика Генриха Игнаца Франца фон Бибера еще со времен петербургского ансамбля Musica Petropolitana: "родителя" и фестиваля Earlymusic, и — косвенно — ансамбля Barocco Concertato, и многих других прекраснодушных затей.
25 февраля настанет очередь Франции. Ожидается — отнюдь не впервые в Петербурге — обаятельнейший ансамбль Le poeme harmonique. Но двигателем этого проекта выступают снова "наши", московский вокальный ансамбль Intrada, решивший исполнить с качественным аккомпанементом "Священные истории" (драматические мотеты) великого француза XVII столетия Марка Антуана Шарпантье. Наконец 4 мая Pratum integrum вернется с самой знаменитой старинной оперой Англии — "Дидоной и Энеем" Генри Перселла. Этот блокбастер не раз звучал на разных петербургских площадках, в том числе в аутентичной, то есть "исторически информированной" (как теперь принято говорить) манере. Но, как известно, у аутентистов сколько исполнителей — столько научно обоснованных мнений, так что очередная интерпретация непременно подкинет новую пищу для слуха и ума.
Большой концертный зал, большие, по преимуществу отечественные исполнительские коллективы, большие — с историческим и монографическим размахом — программы: Мариинка верна своей мегаломании. В случае абонемента № 43 это плюс. Крупные проекты в области барочной музыки в наши кризисные годы становятся недоступной роскошью не только для музыкантов–бессребреников, но и для слушателей. А тут не разовый подвиг, а целая череда хорошо спланированных событий — так и на барочной (имя нарицательное) улице Петербурга снова будет праздник, пусть и не каждый день, но хоть не раз в году.