На скамью запасных

Российский спорт собрались реформировать, и, кажется, довольно серьезно. Власть сквозь зубы признает ошибки, исправлять которые будут другие люди и в других условиях.

На заседании Совета по развитию физкультуры и спорта российский президент сделал несколько громких заявлений. Вкратце перемены описаны следующим образом: Министерство спорта больше не будет курировать международные соревнования — этим займутся Олимпийский и Параолимпийский комитеты, а также спортивные федерации; Минспорта также выйдет из учредителей РУСАДА, управлять ею будут те же самые комитеты, а финансировать — федеральный бюджет; глава ОКР Александр Жуков сосредоточится на работе в Госдуме, то есть покинет свой пост; спорт и туризм, а также молодежную политику будет курировать один вице–премьер; будут воссозданы физкультурно–спортивные общества; госкомпании и регионы должны поменьше тратить на профессиональный спорт.

Самая болезненная тема

Реформы, которых ждали после выборов, начинаются со спорта. Может показаться, что спорт — не самая важная тема в России, но, во–первых, она точно самая мощная с точки зрения политического возбуждения россиян, а во–вторых, наносит самый большой ущерб имиджу страны на международной арене в целом. После череды допинговых скандалов, закончившихся частичным недопуском российских атлетов на Олимпиаду в Рио и полным недопуском параолимпийцев, власти, очевидно, должны были как–то ответить на вопрос о будущем. Пропаганда пропагандой, но Олимпиада прошла, и теперь надо как–то готовиться к следующим стартам, здесь пропаганда уже не поможет.
В СМИ обсуждается даже тема ликвидации Министерства спорта вообще, хотя министр Виталий Мутко и пресс–секретарь президента это опровергают.
Виталий Мутко — довольно занятный персонаж в правительстве. Он руководит министерством с 2008 года и все эти годы вызывает то всеобщий смех с легендарными "лет ми спик фром май харт" и "ноу криминалити", то всеобщую нервозность, спортивную сферу сотрясали скандалы, возможно даже превосходящие скандалы в области образования и здравоохранения, но выходец из петербургской мэрии 1990–х Мутко был непотопляемым, несмотря ни на что.
Сейчас Путин говорит о выходе Минспорта из числа учредителей РУСАДА и сопровождает новость фразой: "Нужно признать, что мы и сами дали для этого повод, сами совершили целый ряд ошибок и просчетов в этой важнейшей и очень чувствительной области". Кажется, ни разу еще президент не признавал вслух именно ошибок и просчетов кого–то из членов кабинета министров, критику не скрыть даже в максимально сглаженных формулировках.
Возможно, именно Виталий Мутко станет тем вице–премьером, который начнет курировать спорт, туризм и молодежную политику. Эти три сферы были уже когда–то объединены, потом разъединены, сейчас за туризм и "молодежку" среди вице–премьеров отвечает Ольга Голодец, а за спорт — Аркадий Дворкович. Однако это в любом случае станет лишь утешительным призом для Виталия Мутко: аппаратный вес чиновника определяют бюджет, полномочия и количество подчиненных, а мы уже знаем, что финансирование массового спорта в бюджете следующего года сократится почти вдвое, с 4 млрд рублей до 2,6 млрд, и что Минспорта не будет заниматься международными соревнованиями и допингом. То есть ему остаются второстепенные вещи вроде организации сдачи норм ГТО, а курировать он, вполне возможно, будет только одно агентство.

Спорту нужны деньги

Не вполне доволен президент, по–видимому, и тем, как расходуются деньги в мире спорта. Он не зря посетовал на то, что наука в спорте развивается недостаточно динамично, в 11 видах россияне вообще не смогли отобраться на Олимпийские игры, а профессионалы "могут и должны зарабатывать сами".
Это высказывание следует признать самым любопытным. Деньги тратятся, а результат слабый. Но в стране, где зритель не готов платить за зрелище и спорт убыточен, все профессиональные спортсмены получают зарплаты либо у государства, либо у спонсоров, половина которых — тоже полугосударственные компании типа "Газпрома" или РЖД. Эта проблема и раньше поднималась, но другим источникам дохода у спортсменов просто неоткуда взяться.
Весь вопрос сводится к простому "кто будет платить". Возможно, в Кремле видят выход именно в воссоздании физкультурно–спортивных обществ (ФСО) по советскому типу. Источники доходов останутся в основном теми же, но спонсировать они будут ФСО, а не конкретные команды и атлетов.
Детали Владимир Путин пока не раскрыл, так что можно лишь предполагать, как будет выглядеть будущая система и как в ней будут распределяться деньги. Если из команд, содержащихся "Газпромом" в разных городах, вполне можно уже сейчас сколотить спортобщество, то что будут делать "Динамо" или ЦСКА, не вполне понятно — не практику же забривания талантов в армию возрождать.
Хотя стоит обратить внимание еще на одну фразу президента: "По–прежнему остро стоит вопрос вовлечения в спорт экономически активного населения". Вероятно, идея состоит в развитии платных спортивных секций, в основном содержащихся ФСО за счет госбюджета и предприятий, но имеющих и постоянный доход от любителей.
Привлекать в спорт деньги от рядовых россиян можно и другими способами — не исключено, что спортивные власти придут наконец к идее платных телетрансляций, а уже сейчас Виталий Мутко говорит о том, что чиновники думают над развитием тотализаторов и лотерей. "Подчеркну, что все это лишь первые шаги на пути преобразований, которые ждут спортивную сферу", — заявил Владимир Путин.