Почему пока еще рано хоронить нефтяную эру

 

Нефть вчера подорожала до рекордного в текущем году уровня — $53,7 за баррель сорта Brent. Не последнюю роль в этом взлете котировок сыграл президент РФ Владимир Путин. Точнее его заявление на Всемирном энергетическом конгрессе в Стамбуле о том, что эра углеводородов продолжается и нет реальных оснований говорить, что она идет к закату.
Конечно, российский президент был далеко не первым в хоре представителей нефтедобывающих держав, выступивших со словесными интервенциями в защиту высоких цен на нефть. До него это сделали министры энергетики едва ли не всех стран — членов картеля ОПЕК и их российский коллега Александр Новак, напомнивший, что Россия поддерживает идею заморозки объемов добычи нефти. А министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Халед бен Абдель аль–Фалех там же, в Стамбуле, подтвердил прогноз, что цена на нефть к концу 2016 года достигнет $60 за баррель.
Но словам Владимира Путина западные СМИ наверняка придадут особый смысл, ведь многие из них придерживаются теории, что именно рост цен на нефть в 2000–х годах, укрепив российскую экономику, позволил Путину претендовать на больший вес в международной политике. Последствиями этих претензий, как считают зарубежные оппоненты России, стали и присоединение Крыма, и поддержка сепаратистов на востоке Украины, и участие в сирийском конфликте.
Насчет того, что эру нефти и газа хоронить рано, Путин, скорее всего, прав. В ближайшие годы доля углеводородов в мировом энергетическом балансе останется доминирующей. Но себестоимость энергии, получаемой человеком от возобновляемых источников — солнца, ветра, воды, — постепенно снижается, за последнее десятилетие в США она упала примерно вдвое. Да и нефть за последние пару–тройку лет тоже уполовинилась в цене. Любопытно, что Саудовская Аравия, ждущая, по словам ее министра, роста цен на нефть, не далее как на прошлой неделе объявила о скидках от текущей цены для покупателей ее нефти в Европе и Азии, заключающих контракты на ноябрь. Так что даже если эра углеводородов и не прошла, то сверхдоходов от нее России, видимо, ждать не стоит.