Затраты на подготовку Петербурга к ЧМ-2018 в 129 млрд рублей не окупятся никогда

Завышенные ожидания от чемпионата мира по футболу — 2018 могут сыграть с городом злую шутку. Затраты на подготовку не окупятся, а толпы болельщиков отпугнут обычных туристов, которые в итоге предпочтут остановиться в Финляндии, где уже готовы их принять.

Чемпионат мира по футболу 2018 года (ЧМ–18), один из этапов которого пройдет в России, может стать "убийцей туризма" в Петербурге. Такого мнения придерживаются не только участники рынка, но и некоторые высокопоставленные чиновники Смольного. Болельщики, которые посетят город в 2018 году, не принесут таких больших доходов, чтобы окупить бюджетные затраты на подготовку к ЧМ–18. Зато на мундиале собирается заработать Финляндия: она уже третий год использует фактор будущего чемпионата мира и близость к Петербургу, рекламируя свою туристическую инфраструктуру среди европейцев. Проживание в Финляндии во время мундиаля обойдется им на 10–20% дешевле, чем в России, к тому же финские аэропорты имеют связь с любой точкой мира, в отличие от Петербурга, куда добраться без пересадок крайне проблематично. По оценкам экспертов, в дни проведения чемпионата Финляндия сможет принять до 100 тыс. туристов, включая болельщиков, и заработает на этом до 10 млн евро.

"Авиационный тупик"

Программа подготовки Петербурга к ЧМ–18 только на 2014–2018 годы оценена Смольным в 129 млрд рублей (см. "Основные статьи..."). "Петербург активно готовит к проведению ЧМ гостиницы, развлекательные и досуговые учреждения, транспорт, прочую инфраструктуру. Чемпионат сделает городу хорошую рекламу в России и за рубежом. Надеемся, наши соседи из Финляндии, Латвии, Эстонии и других ближайших стран тоже приедут в Петербург в качестве болельщиков", — говорит председатель комитета по развитию туризма Петербурга Андрей Мушкарев.
"Рассказывая о городах, которые примут ЧМ–18, мы сталкиваемся с тем, что даже о Петербурге в мире мало кто знает, не говоря о Самаре и Казани. Но уверен: благодаря продвижению России за рубежом ЧМ вызовет большой приток туристов и, соответственно, доходов", — отмечает замглавы Ростуризма Сергей Корнеев.
"С усилением террористических атак в европейских столицах, а также с выгодным для иностранцем ослаблением курса рубля Петербург становится еще более привлекательным местом для отдыха. Недаром вот уже второй год подряд он получает почетную награду на международном конкурсе World Travel Awards", — напоминает Кирилл Яковенко, аналитик "Алор Брокер".
Однако участники туристического рынка куда менее оптимистичны и считают, что окупить затраты на подготовку к ЧМ–18 Петербургу не удастся. Финансирование крупных спортивных состязаний всегда относится к разряду имиджевых затрат. Их эффект растянут во времени: соревнования призваны привлечь туристов в течение нескольких лет до первенства и, главное, после него. Так, ЧМ 2006 года в Германии увеличил турпоток в эту страну на 25%.
"У нас слабо развито железнодорожное сообщение со странами Европы, а авиамаршруты, несмотря на запуск нового аэропортового терминала, не развиваются. Добраться во многие города и Европы и обратно можно только с пересадками. Решение проблемы прямых авиамаршрутов может существенно изменить ситуацию", — считает Дмитрий Мазурок, глава представительства в Северо-Западном федеральном округе Консалтинговой группы "НЭО Центр".
Аэропорт Вантаа в Хельсинки имеет куда более обширное авиасообщение. Финляндия даже не пожалела более 1 млрд евро на то, чтобы связать Вантаа с Петербургом: с построенной под аэровокзалом железнодорожной станции к нам регулярно ходят поезда. Смольный же 10 лет не может решить, откуда пустить к Пулково экспресс — с Витебского вокзала или с Балтийского.
"ЧМ — плюс для имиджа Петербурга, для развития инфраструктуры: построили новые отели, транспорт стал работать лучше, в метро появились указатели на английском языке. В будущем это даст эффект — будет увеличиваться или по крайней мере не падать число туристов. Но рассчитывать, что мы заработаем именно на самом ЧМ, нельзя", — говорит вице–президент Российской гостиничной ассоциации, генеральный директор Cronwell Management Алексей Мусакин.
Пока неизвестно, какие команды будут играть в Петербурге. А от этого зависит количество болельщиков, которые приедут в город, напоминает он. Во время проходившего в 2016 году в Петербурге и Москве чемпионата мира по хоккею матчи были распределены так, что наиболее интересные игры забрала столица. А билеты на петербургские игры то пропадали из продажи, то вновь появлялись. В итоге около половины билетов на матчи в Петербурге так и остались нераспроданными, и все сливки чемпионата сняла Москва. Ситуация может повториться и с ЧМ–18.
"Это может произойти, если цена на билеты будет недоступной для болельщиков и город не решит проблему спекуляций с билетами. Именно такая ситуация произошла на ЧМ по хоккею в Санкт-Петербурге. Тем не менее, не стоит забывать, что футбол все-таки является самым популярным видом спорта в мире, поэтому в случае решения данных проблем вероятность такого развития событий невелика", — отмечает Дмитрий Мазурок.

Финны нам помогут

Отпугивают иностранцев и визовые проблемы, говорит заместитель генерального директора гостиниц "Астория" и "Англетер" Наталья Изотова. Получение российской визы — долгий и дорогой процесс. "В Европе туристы без виз могут поехать куда угодно и на любой срок", — поясняет она.
В России безвизовый режим на время ЧМ–18 будет действовать только для тех, кто купил билеты на матчи. Но это лишь часть гостей: многие болельщики приедут с женами и детьми, которым придется оформлять визы.
На ЧМ–18 в Петербург прибудет не самая платежеспособная публика, которая больших денег ни в казну города, ни в карманы бизнесменов не принесет. Подавляющее большинство болельщиков — россияне, от которых не будет сверхприбылей. Иностранных болельщиков приедет не больше 10%, подсчитали эксперты по аналогии с хоккейным чемпионатом. Его в Петербурге посетили 136,5 тыс. человек, из них лишь 6,5% — иностранцы.
В среднем иностранный турист оставляет в Петербурге 7–9 тыс. рублей за один день. Болельщики приносят вдвое меньше. Они тратятся преимущественно на транспорт и еду и предпочитают жить в самых дешевых гостиницах.
Именно на состоятельных и семейных болельщиков рассчитывает Финляндия, еще в 2014 году она приняла программу по продвижению себя как площадки для просмотра матчей ЧМ–18. Финляндия перехватит у Петербурга часть болельщиков, не тратя денег на создание инфраструктуры для ЧМ, отмечает заместитель директора НИУ ВШЭ — Санкт–Петербург Валерий Гордин. Правда, он расценивает это как благо для Петербурга: "Во время ЧМ в городе будет больше сотни тысяч болельщиков плюс обычные туристы, а гостиничный фонд Петербурга — всего 35 тыс. номеров. Даже вместе с "серым" фондом будет в лучшем случае в 2 раза больше. Мы просто не сможем разместить всех болельщиков".
"Респектабельные туристы останутся в Хельсинки, откуда можно свободно поехать в любой европейский город. А на нужные матчи скатаются в Россию на Allegro", — говорит петербургский отельер, передумавший открывать новый отель до ЧМ–18, "чтобы не пришлось восстанавливать из руин".
"Во время ЧМ нас ждет нашествие не самых приятных гостей, поэтому многие жители предпочтут уехать из города на эти дни. Но я не вижу в этом проблемы. ЧМ привлечет в Петербург молодежь. Сейчас значительную долю составляют туристы старшего возраста. Другое дело, насколько Петербург будет готов к работе с молодыми туристами. Они ведут себя иначе, чем пожилые: например, не ходят группами, а предпочитают индивидуальный туризм. Если город учтет эти и другие изменения на туристическом рынке, то в долгосрочной перспективе его ждет большой выигрыш от ЧМ", — говорит Валерий Гордин.
Для деловых путешественников инфраструктура Петербурга отлично развита. Особенно радует новый аэропорт Пулково, а также возможность добираться на скоростных поездах из центра Москвы в центр Петербурга, деловые люди это очень ценят. Возможно, есть смысл говорить о недостатке бюджетных авиакомпаний и сложном визовом режиме, которые не дают развиваться индивидуальному туризму. Многие иностранцы мечтают посетить Петербург — один из самых красивых городов Европы, но из–за визовых сложностей вынуждены откладывать это путешествие.
Денис Матюхин
гендиректор ГК "Аэроклуб"
После Олимпиады в Сочи можно с уверенностью заявить, что поток туристов благодаря проведению спортивных состязаний увеличивается. Ожидаемый рост турпотока благодаря ЧМ–18 — 20–25%. Многие не захотят упустить возможность одновременно насладиться историческими достопримечательностями Петербурга и главным футбольным событием 4 лет. Что касается предположений о том, что ЧМ станет испытанием для участников туриндустрии, то каждая компания берет риск на себя, реально оценивая свои возможности — будь то гарантии в отелях или выкуп билетов на тот или иной матч.
Алина Григорьева
менеджер отдела внутреннего туризма компании "Индивидуальный туристический сервис"