В конкурсе на преобразование промышленного пояса Петербурга победили концепции, которые предложили убрать у промышленных предприятий заборы, перенести в серый пояс зоопарк и создать "Сити" на территории Кировского завода. Следующим этапом станет инвентаризация промышленных территорий.
Комитет по градостроительству и архитектуре Петербурга (КГА) подвел итоги конкурса на развитие серого пояса. Победителями стали сразу три команды — голландская MLA+, студия "Рождественка" из Москвы и консорциум студий Евгения Герасимова и Сергея Чобана.
Голландская студия предложила убрать заборы, открыть территории промышленных предприятий с памятниками на них и практиковать "групповой девелопмент". "Рождественка" особое внимание уделила развитию общественного транспорта, скоростного трамвая, а также предложила создать деловой "Сити" на территории Кировского завода. Герасимов и Чобан придумали перенести за Обводный канал зоопарк, создать вдоль канала "музейное ожерелье" и создать здесь зеленые зоны, куда можно вывести больницы из центра.
КГА объявил конкурс концепций по преобразованию серого пояса этим летом. Конкурс решили сделать закрытым и для участия в нем отобрали девять архитектурных студий — три из Петербурга, три из Москвы и три иностранных бюро. Каждая студия получила по 500 тыс. рублей и задание придумать, как вдохнуть жизнь в промышленные территории за Обводным каналом.
Архитекторы представляли, как можно преобразить серый пояс, то есть 4 тыс. га к югу от Обводного канала, дать "общее градостроительное видение" развития этой территории. Участники конкурса через одного предлагали перекрасить его из серого в зеленый, то есть организовать парки на месте бывших промпредприятий. Что и понятно — в качестве вводных для конкурсантов было предложено такое распределение по функционалу: 30% для рекреационных зон, 30% для мест приложения труда и 40% для жилья. Не забыли архитекторы и о транспортной связности — предлагают и новые магистрали, и железную дорогу, проходящую по городу, и развитие пешеходных связей.
Кроме того, по жеребьевке каждой из студий попалась одна из трех пилотных территорий, решения для которой они должны были проработать более детально. Именно по каждой из трех территорий и были выбраны победители. В число пилотных попали территория около реки Екатериновки, ее прорабатывали три московский команды — ТПО "Резерв", "Яуза-проект" и "Рождественка", вторая зона, около станции метро "Волковская", досталась "Студии 44" Никиты Явейна, MLA+ и финскому бюро Helin & Co. Третья территория — самый восточный участок Обводного канала, так называемый французский ковш, прорабатывали норвежская Transborder Studio, петербургская студия "Земцов, Кондиайн и партнеры" и студии Евгения Герасимова в сотрудничестве со SPEECH и Сергея Чобана.
Важно понимать, что конкурс "Серый пояс: преобразование" — это по сути бумажная архитектура, конкурс идей, которые в представленном виде никто реализовывать не собирается. Но, по мысли КГА, он может дать толчок дальнейшему развитию этих территорий.
"Итогом преобразования серого пляса в итоге станет компиляция идей, представленных на конкурсе, а полезных и интересных идей было представлено немало", — отметил вице-губернатор Игорь Албин.
Глава КГА и главный архитектора Петербурга Владимир Григорьев, выступая на Форуме пространственного развития, так пояснял, зачем проводится конкурс:
"Это очень робкий, скромный первый шаг. Скорее он должен явится катализатором процесса по выработке принципов серьезного градостроительного преобразования обширных территорий серого пояса. Поскольку это связано не только и не столько с пространственной организацией, но и с целым комплексом вопросов, касающихся права, имущественной принадлежности, инвестиционной составляющей, развития инфраструктуры и так далее. Мы надеемся, что этот конкурс проявит определенные тенденции, позволит нам выйти на некие обобщения и, наверно, определит в некотором смысле программу наших дальнейших действий, потому что в дальнейшем нам нужно будет заняться серьезной инвентаризацией прав собственности и имущественного статуса, характера использования объектов на этой территории. Пока не могу сказать, возьмемся ли мы сразу за три пилотных или для начала выберем только одну, но эта работа безусловно будет продолжаться. Это уже получило поддержку на самом высоком уровне в нашем правительстве".