Зачем Владимир Путин устроил аттракцион невиданной щедрости для бизнесменов

 

Вчера Владимир Путин обрушился с резкой критикой на российские власти. Он рассказал, что миллионы граждан страны вынуждены быть самозанятыми, потому что иначе они столкнутся с "бюрократией, поборами, постоянными проверками". Члены совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, на заседании которого президент все это говорил, кивали, соглашаясь. Путин предложил освободить самозанятых на 2 года от всех налогов и всех сборов, чтобы они могли "спокойно войти в нормальный ритм легальной работы". Юридической формы это предложение пока не получило, но это вопрос времени.
Аттракцион невиданной щедрости выглядел тем более неожиданным, что буквально днем ранее стало известно о новых налоговых предложениях экономических министров и депутатов Госдумы. Среди них — отказ от плоской шкалы НДФЛ, повышение страховых взносов за высокооплачиваемых работников и даже повышение НДС. Эта последняя идея, впрочем, выполняет роль страшилки, от которой, скорее всего, откажутся, принимая все остальное, и таким образом создадут впечатление, что могло быть и хуже.
При большом желании в этих разнонаправленных идеях власти можно найти определенную логику. Самозанятые граждане сейчас вообще почти автономны от государства (как выразилась вице–премьер РФ Ольга Голодец, "неизвестно чем занимаются"), и их уместно оставить в покое, чтоб они за пару лет вкусили все блага легализации и потом не ушли обратно в тень. А высокооплачиваемые работники, наоборот, уже слишком привыкли быть на свету, и об их возможном бегстве в тень всерьез переживать не стоит.
Но, скорее всего, никакой логики здесь нет. Государство просто пробует разные методы работы с экономикой. Тут — кнут, там — пряник. Ведь по крайней мере один из двух способов должен сработать. Осталось только выяснить, какой именно. То ли "неизвестно чем занимающиеся" легализуют свои автосервисы, то ли высокооплачиваемый (по российским меркам) средний класс, слегка взгрустнув, станет отдавать родному государству немного больше.