Импортозамещение в промышленности: не уверен — не обгоняй

  

Процесс импортозамещения, охвативший страну после введения санкций в адрес России и наших контрсанкций, превратился в настоящую манию. Чиновники наперебой отчитываются об успехах на ниве замены иностранной продукции на отечественную.
Доля импортных материалов в строительстве уже составляет 5%, хотя в 2014 году она оценивалась в 15–20%, с гордостью рапортует вице–губернатор Петербурга Игорь Албин. Ему вторит губернатор Георгий Полтавченко: благодаря курсу на импортозамещение производство телевизионной и радиопередающей аппаратуры в 2016 году выросло на 23%, запчастей и двигателей для автомобилей — на 21%, бытовой электроники — на 15%, тракторов — на 10,9%. "За первое полугодие отгружено продукции предприятий машиностроения на сумму более 300 млрд рублей. Это на 11% больше, чем в прошлом году!" — не скрывает радости губернатор.
В патриотическом азарте чиновники вместо "импортозамещение" все чаще говорят про "импортоопережение". Дескать, мы можем не только производить такую же продукцию, какую отказались закупать у иностранных поставщиков, но и делать то, чего заморские предприятия еще не умеют. Натурально "Догоним и перегоним Америку!".
Посягнули даже на святое: шведский парусник Tre Kronor, который Смольный арендует каждый год для праздника выпускников "Алые паруса", собираются заменить на российскую учебную шхуну "Юный балтиец". Правда, Tre Kronor в свое время был выбран на эту роль не случайно — он является точной копией брига Gladan XIX века — это время действия повести Грина об Ассоль и Грее. "Юный балтиец" таких ассоциаций не вызывает. Но чего не сделаешь в замещающем порыве!
А правительство ставит все новые задачи. Например, чтобы к 2020 году сети операторов связи и центры обработки данных на 85% состояли из отечественного оборудования.
Вот только возможности нашей промышленности сильно преувеличены. Оставим в стороне анекдотические примеры вроде когда–то произведенного в Пензе жесткого диска для компьютера — он стоит 3,7 млн рублей и весит 25 кг при емкости всего 50 мегабайт. В электронике мы не сильны. Но и в других отраслях случаются казусы из–за новомодной кампанейщины. Отечественный сыр внешне очень похож на сыр. А проглотишь кусочек — сразу ощутишь горечь потерь от продовольственного эмбарго. Россельхознадзор установил: 80% этого продукта сыром не назовешь, так как он произведен не по нормативной рецептуре.
Заменив грузовые "мерседесы" на КамАЗы, многие предприятия так и не дождались поставки новеньких машин — они заглохли по дороге. Тракторы российской сборки работают лучше, но ведь российскими они называются весьма условно, так как собираются из импортных комплектующих. К тому же, как только сельхозпредприятия перестали закупать импортную технику, отечественные производители резко подняли цены.
Вот если бы обязать высшие власти поддержать отечественного производителя собственным примером, то дела наверняка пошли бы лучше. Но пока не слышно, чтобы кто–то из чиновников хотя бы средней руки перешел на российский смартфон Highscreen или пересел на "Ладу".