Петербург лидирует по росту продаж автомобилей с пробегом. Рынок пополняют за счет краденых машин

Примерно четверть ворованных машин перепродается на вторичном рынке. Поскольку их фактически никто не ищет (раскрываемость преступлений — 4 %), воры ничем не рискуют.
Автор фото: Сергей Ермохин
Примерно четверть ворованных машин перепродается на вторичном рынке. Поскольку их фактически никто не ищет (раскрываемость преступлений — 4 %), воры ничем не рискуют.
Автор фото: Сергей Ермохин

Петербург стал лидером по росту продаж автомобилей с пробегом. Значительная часть вторичного авторынка пополняется за счет краденых машин: по вероятности угона город на Неве опережает остальные регионы России.

Петербург стал лидером в России по вероятности угона и краж автомобилей, а также по росту объема продаж на вторичном авторынке. За январь–июль 2016 года продажи машин с пробегом в Петербурге выросли почти на 20%, до 129,3 тыс. единиц (в Москве — на 1,4%). Около четверти украденных машин попадает на вторичный рынок, остальные идут на разборку и потом продаются по частям. Эксперты считают, что с ростом продаж машин с пробегом увеличится и число угоняемых автомобилей, так как за их счет пополняется рынок автозапчастей. В 2016–2017 годах оборот криминального авторынка может вырасти на 4–5%, до 10,5 млрд рублей.

Лидер по угонам

Законодательство различает понятия "угон" и "кража" автомобиля. Угонщик не обязательно собирается присвоить чужое транспортное средство. Если он просто решил покататься на понравившейся ему машине, он может после этого бросить ее на улице. Такие автомобили обычно находят сотрудники правоохранительных органов и возвращают владельцам. Кража — это угон с целью присвоения. Эти машины не находят почти никогда: раскрываемость таких преступлений — 3–6%.
По оценке компании "Автоаларм", в 2015 году в Петербурге было угнано и украдено 7276 автомобилей — на 7% меньше, чем в 2014–м. За I квартал 2016 года (более свежей статистики нет) в городе угнано 1884 транспортных средства — на 1,4% меньше, чем за тот же период 2015–го. "В год в Петербурге угоняют примерно месячную долю проданных автомобилей, и этот показатель не меняется уже 3 года", — отмечает аналитик "Алор брокер" Кирилл Яковенко.
Более показательным эксперты агентства "Автостат" считают индекс вероятности угона автомобиля, который они определяют как соотношение числа зарегистрированных в регионе машин к числу угнанных. В Петербурге этот показатель составляет 0,38%. В среднем по России вероятность угона 0,095%.
В компании "АльфаСтрахование" сообщили еще об одной особенности, которая обеспечивает Петербургу лидерство в этом рейтинге: в городе участились случаи хищения автомобилей с площадок дилеров и с тест–драйвов. "Например, в сентябре в салоне "Ауди–центр Витебский" клиент сел в Mercedes G–Klasse ценой несколько миллионов рублей, выехал с парковки центра, сбив шлагбаум, и скрылся в неизвестном направлении", — отмечает представитель "АльфаСтрахования".
До этого из салона на ул. Савушкина угнали четыре автомобиля BMW.

На продажу и разборку

В зависимости от ценовой категории машины идут на разборку или на перепродажу. Так, премиальные автомобили со сроком эксплуатации 2–3 года обычно разбирают на запчасти, констатируют в компании "Цезарь Сателлит".
"Из–за снижения курса рубля выросла доля угонов автомобилей премиум–сегмента со сроком службы 4–6 лет на разборку. Ранее угоны автомобилей этой группы фиксировались реже", — отмечают эксперты "Цезарь Сателлит Северо–Запад".
Более доступные машины чаще похищают для перепродажи. Причем чем выше объемы продаж недорогих автомобилей, тем больше их воруют. Например, самый популярный у петербургских автоугонщиков Ford Focus возглавляет и рейтинг продаж на вторичном рынке.

Вторичка растет

В 2016–2017 годах число автокраж будет расти и вернется к уровню 2013 года, прогнозируют в "Цезарь Сателлит". Перепродать ворованную машину, перебив номера, ничего не стоит, так как такие автомобили приобретают в основном те, кто хочет сэкономить (цены на угнанный автотранспорт на 10–20% ниже, чем средние по вторичному рынку). Поэтому покупатели не желают тратиться на проведение криминалистической экспертизы (ее стоимость — от 5 тыс. рублей), поясняют в "Автоаларм".
Вторичный авторынок из–за кризиса растет, так как машины с пробегом доступнее новых, говорит Кирилл Никода из Центра экономического прогнозирования Газпромбанка. Новые машины за первое полугодие 2016 года подорожали на 17%, а подержанные — лишь на 8%. Стоимость эксплуатации подержанных машин ниже. Для них можно не оформлять каско и ремонтировать их не только в дилерском центре. А в обычных сервисах дешевле и работы, и запчасти, так как один из источников их поставок — разборка угнанных автомобилей.
По данным "Автостата", за 7 месяцев 2016 года продажи подержанных машин в РФ выросли на 11% против прошлогоднего падения на 18%. В 2015 году в РФ было продано 4,7 млн машин с пробегом, в 2016–м этот показатель перевалит за 5 млн, прогнозирует "Автостат".
В 2015 году по сравнению с 2014–м выросло количество похищений моделей автомобилей, входящих в топ–10 по популярности среди автоворов. Рост составил 20%. Если экономика страны будет расти, мы прогнозируем рост числа угонов, в частности новый всплеск интереса к автомобилям премиум–класса. Лидирующее место по удельному весу автоугонов Петербургу обеспечивает его специфика: здесь удобная для угонщиков транспортная инфраструктура, при этом численность сотрудников правоохранительных органов сокращается в связи с оптимизацией расходов МВД из–за кризиса. Так что прежде всего от самого владельца автомобиля зависит, окажется ли его машина в списках украденных.
Василий Курсин
генеральный директор ООО "Цезарь Сателлит Северо–Запад"