Выставка художника Цуй Жучжо проходит в "Манеже"

Арт-критик Станислав Савицкий о выставке художника Цуя Жучжо.

Будущее "Манежа" по–прежнему туманно. В Перестройку и в начале 1990–х здесь прошло много громких выставок. Последние годы, предшествовавшие недавней реставрации, этот выставочный зал редко радовал интересными экспозициями. Программа у него всегда была насыщенная, но многое казалось старомодным, в чем было свое обаяние, но и оно постепенно сошло на нет. Позднесоветское ретро тоже ушло в прошлое.
В новом формате "Манеж" работает считаные месяцы. Официально он открылся выставкой–отчетом по мотивам гастролей русских художников в Венеции: на венецианской биеннале и в связи с ней. Смотрелась она масштабно и соответствовала нынешним амбициям Минкульта, вот только тоскливо было на ней как никогда. На шапкозакидательство она не тянула: ни удали в ней не было, ни достижений, ни рекордов. Не искусство, а строка в сиви. В общем, прошла и прошла. Что она была, что ее не было — главное отчитались. Вопрос о том, каков новый формат "Манежа", так и остался открытым.
Выставка Цуя Жучжо и есть, по сути дела, дебютный проект выставочного зала в его новой версии. Экспозиция представляет творчество знаменитого художника, возглавляющего пекинскую Академию художеств. Такого у нас не увидишь: виртуозные рисунки тушью на бумаге, изящные поэтичные пейзажи, доведенные до каллиграфической отточенности, некоторые гигантского формата. При всем интересе в России и Европе к китайской культуре, сложившемся уже давно, смотрится этот пейзажный блокбастер как невидаль. Нам мало известно об этой графической традиции, даже о самой технике рисунка Цуя Жучжо, подытоживающей опыт многих поколений художников, мы знаем немного. Эффектная маэстрия и монументальность работ поражают зрителя. Особенно впечатляют два рулона с меланхоличными пейзажами, которые разворачиваются перед вами, пока вы идете вдоль бесконечной витрины длиной метров пятьдесят. Диковинное это искусство — китайская графика. И что–то нам после нее покажут в "Манеже" еще? Классику албанского кубизма, топовый проект зимбабвийского акциониста, покорившего нью-йоркскую арт–сцену, или нечто, доселе невиданное?