Плохо ли быть больным политиком

Автор фото: Globallookpress

Здоровье Хиллари Клинтон попало в центр внимания СМИ: все обсуждают, потянет ли 68-летняя кандидат работу президентом США или уже не потянет. В те времена, когда политики были великими, никому не приходило в голову следить за их здоровьем.

Кандидат от Демократической партии на днях просто рухнула, забираясь в микроавтобус после выступления перед избирателями, и ее пришлось удерживать под  руки помощникам. Ее оппонент, республиканец Дональд Трамп деланно запретил своим соратникам комментировать состояние здоровья Клинтон — и под этот шумок, конечно же, все вспомнили отчет врача Трампа от декабря 2015 года, где утверждалось, что Дональд Трамп в случае избрания "станет самым здоровым когда-либо избранным президентом".
Эпизод с падением штаб Хиллари Клинтон в итоге объяснил пневмонией, перегревом и обезвоживанием. Сейчас, говорят врачи, все в порядке. Хотя эпизод-то далеко не первый — даже в ходе этой кампании кандидат то шаталась, то странно трясла головой, не говоря о том, что 4 года назад перенесла сотрясение мозга, а еще раньше тромбоз и перелом руки. Из обнародованных медицинских отчетов мы можем узнать даже давление и частоту дыхания Клинтон — сравните с Владимиром Путиным, яростно опровергающим малейшие подозрения даже в гриппе.
Поведение Путина легко объяснимо: еще свежи у россиян воспоминания об аортокоронарном шунтировании Бориса Ельцина. А сам президент должен помнить еще и недужных генсеков начала 1980-х. Американская пресса тоже с большим удовольствием обсуждает здоровье кандидатов, склоняясь к тому, что Хиллари Клинтон теряет очки — хотя бы потому, что ей даже пришлось отменить поездку в Калифорнию и Неваду.
На самом деле заболевание вовсе не обязательно означает недееспособность. Франклин Рузвельт страдал полиомиелитом, Джон Кеннеди — болезнью Аддисона, Уинстон Черчилль — наследственными расстройствами психики. Кого ни возьми из великих политиков XX века, у всех то психозы, то атеросклероз, то рак, то пороки сердца, то Альцгеймер. Без болезней не обошлись Сталин,  Мао, де Голль, да и Ельцин — все эти люди загоняли себя, но творили историю.
Может быть, дело в том, что больной человек лучше других осознает, что не вечен, и старается успеть что-то сделать. Разве что Маргарет Тэтчер была здоровой, как лошадь, пока работала премьер-министром, но и ее в итоге настигла болезнь Альцгеймера. Из общего ряда выбивается как исключение Михаил Горбачев — кажется, он на серьезные болезни не жаловался.
Тогда никто не обращал внимания на такие вещи, как здоровье или внешность. Никому не приходило в голову сказать: "Ой, у Конрада Аденауэра хронический бронхит, он не может быть канцлером". Современное поколение политиков должно соответствовать законам шоу-бизнеса, так что все они гладенькие и здоровенькие как огурчики, не курят и не пьют, с приблизительно одинаковым ростом, весом и качеством зубной эмали. У них не бывает лишнего веса и даже костюмы одинаковые. Как результат — они сменяют друг друга, но никто не может запомнить их имена дольше 2-3 лет. Конечно, они не способны решить ни одной серьезной мировой проблемы — слишком заняты фитнесом.