Зачем Роману Троценко нужен 1% аэропорта Пулково

Автор фото: Trend/Андрей Федоров

Роман Троценко, которого за глаза называют человеком главы "Роснефти" Игоря Сечина, становится влиятельной фигурой в аэропорту Пулково. По мнению экспертов, его цель — установить контроль над петербургским аэропортом.

Экс-президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), финансист и инвестор Роман Троценко входит в капитал ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС, управляет аэропортом Пулково), приобретая 1,01% долей. Сумма сделки неизвестна. По оценкам экспертов, она может составлять 250-270 млн рублей. Опрошенные "ДП" эксперты полагают, что в интересах Романа Троценко получить контроль над Пулково, а наиболее вероятным продавцом паев может стать ВТБ.
Широкую известность Роман Троценко получил в 2009 году, когда возглавил государственную ОСК. Его главной задачей на новом посту стала консолидация судостроительных заводов и улучшение их финансового состояния: многие верфи в тот период находились на грани банкротства. Госкорпорация приобретала контрольные пакеты акций верфей, а затем размещала на них госзаказы. ОСК получила пакет государственных контрактов на 231 млрд рублей.
В 2012 году, завершив консолидацию активов, Роман Троценко покинул ОСК и стал советником по судостроению президента "Роснефти" Игоря Сечина. Возможно, это обстоятельство оградило 46-летнего миллионера (Forbes оценивает состояние Романа Троценко в $0,75 млрд) от неприятностей. В марте 2014 года ревизоры ОСК направили в Генпрокуратуру материалы проверки расходования 14,2 млрд рублей, выделенных в 2009–2012 годах по распоряжению премьер-министра России для финансового оздоровления ОАО "Амурский судостроительный завод" (АСЗ). В результате проверки ревизоры пришли к заключению, что прежнее руководство корпорации использовало выделенные средства нецелевым образом, а на АСЗ началась процедура банкротства. Возникли вопросы у правоохранителей и к руководству петербургской Северной верфи. Так, бывшего гендиректора Александра Ушакова обвиняли в хищении 38 млн рублей. А он утверждал, что всего лишь выполнял распоряжения вышестоящего руководства, в частности, начальника юридического департамента ОСК Ильи Новосельского (он согласился сотрудничать с правосудием).
Летом 2015 года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев распорядился передать принадлежащие ОСК 53% акций ОАО "Дальневосточный завод "Звезда" "дочке" "Роснефти" — ЗАО "Современные технологии судостроения". Оно строит на базе "Звезды" в Большом Камне Приморского края суперверфь за 145 млрд рублей.
Работа с проблемными активами — привычный бизнес для Романа Троценко. За несколько лет до того, как возглавить ОСК, он создал частную международную инвестиционную группу AEON Corporation. "Мы приобретаем доли или акции в проблемных компаниях, чтобы развивать их: освоить новые технологии или продукты и в конечном счете сделать их прибыльными", — говорится на сайте инвесткомпании. В ее портфеле несколько десятков предприятий различного профиля: верфи, речные пароходства, порты, девелоперские проекты, а также 11 аэропортов (в Новосибирске, Челябинске, Астрахани, Волгограде, Чите, Омске, Перми, Барнауле, Тюмени, Мурманске). Управляет аэропортами входящее в AEON Corporation ООО "Новапорт".
В начале июля "Новапорт" подписал предварительные условия вхождения в акционерный капитал аэропортов Минеральных Вод и Калининграда (Храброво), сообщила пресс-служба AEON Corporation.
По мнению опрошенных "ДП" экспертов, сейчас самое время скупать аэропорты. Российские аэропорты оцениваются из расчета примерно 2,7-2,9 тыс. рублей за каждого пассажира. Пассажиропоток падает. Так, Пулково за 6 месяцев 2016 года обслужило 5,7 млн пассажиров, что на 7,5% меньше, чем год назад.
В покупке 1,01% долей нет денежного интереса, полагает руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев, зато такая доля позволит склонить чашу весов в пользу того или иного пайщика (ВВСС учредили "ВТБ Капитал", компания Fraport AG и греческая инвестгруппа Copelouzos). С минимальной долей капитала Роман Троценко становится влиятельной персоной в ВВСС. Например, объединившись с ВТБ, которому принадлежит 49%, пайщики получат контроль над предприятием. Возможно объединение и с другими участниками ВВСС. Однако Олег Пантелеев не исключает, что в долгосрочной перспективе "Новапорт" будет претендовать на 51% паев.
"Полагаю, что следующим свою долю начнет продавать ВТБ", — предположил один из участников рынка, близкий к ВВСС. С ним соглашается Олег Пантелеев. Впрочем, и в самой финансовой организации не отрицают такой перспективы. Группа "ВТБ" ведет переговоры с потенциальными покупателями своей доли в консорциуме, заявляли ранее "ДП" в пресс-службе ВТБ. "Пулково является инвестиционным проектом для группы "ВТБ", и, безусловно, наша долгосрочная стратегия как финансового инвестора всегда подразумевала выход из этого актива через определенный промежуток времени", — говорят в ВТБ.