Ольга Мягченко news@dp.ru Все статьи автора
1 сентября 2016, 14:06 1021

Почему надежды российских автопроизводителей на продажи машин за рубежом провалились

Объемы экспорта автомобилей из РФ падают. Стремясь поддержать свой автопром, другие страны вводят заградительные пошлины.

Российский автопром надеялся поправить свои печальные дела за счет экспорта, но просчитался: в большинстве стран действуют заградительные пошлины на импорт машин, а там, где их нет, низкий спрос на автомобили не может обеспечить сбыт российской техники.

На какие уловки идут автодилеры при продаже машин

На какие уловки идут автодилеры при продаже машин

2 7849
Александр Пирожков ap@dp.ru
На какие уловки идут автодилеры при продаже машин

На какие уловки идут автодилеры при продаже машин

2 7849
Александр Пирожков ap@dp.ru

В итоге падение автопрома стремительно ускоряется. В 2013 году заводы России произвели 1,9 млн машин, показав снижение лишь на 3% по сравнению с 2012–м. А в 2015 году объем выпуска рухнул на 27% к результату 2014–го, составив всего 1,21 млн автомобилей. За 2014–2015 годы падение превысило 36%.

Падение ускоряется

В 2015 году автозаводы России выпустили 1,38 млн легковых и грузовых машин — на 26,2% меньше, чем в 2014–м (данные "Автостата"). За первое полугодие 2016 года объемы производства сократились еще на 17,9%, до 537 тыс. машин. В Петербурге выпуск упал на 15% (таким же было падение за весь прошлый год), до 129,7 тыс. У областного Ford дела еще печальнее: за 2015 год продажи марок Focus и Mondeo сократились вдвое, до 15,64 тыс. Итог: российские автопредприятия загружены в среднем менее чем на 40% (производители за рубежом — на 85%), а некоторые, например "Форд–Всеволожск", по оценкам экспертов, — и вовсе на 12%.

Падение автопродаж в России началось еще в 2013 году, а кризис усугубил проблему: в 2015 году в стране было продано 1,6 млн новых авто, что на 35,7% меньше, чем в 2014–м. В 2016 году продажи продолжают сокращаться: за январь–июль было продано 781,6 тыс. автомобилей — снижение на 14,4% (данные Ассоциации европейского бизнеса, АЕБ). АЕБ прогнозирует падение по итогам года на 10,3%. Это хуже январского прогноза ассоциации, предвещавшего снижение лишь на 4,7%. То есть больших надежд на внутренний рынок автопроизводителям возлагать не стоит.

Надежды не оправдались

С началом кризиса производители планировали нарастить экспорт, полагая, что обвал рубля дает им преимущества перед зарубежными предприятиями. Но расчеты не оправдались: за 2014 год экспорт из России сократился на 7,5% для легковых и на 18,5% для грузовых авто (за рубеж было продано соответственно 127,5 тыс. и 22 тыс. машин). В 2015–м падение составило 23,6% легковых и 9,1% грузовых машин. Главная причина в том, что другие страны ограничивают ввоз иномарок при помощи таможенных пошлин и квот. Так, в Индии за ввоз иностранных автомобилей нужно платить 36%, в Бразилии — 70%, в Турции — 100%, в Египте — 135%. Даже дружественный Казахстан с 2015 года ввел утилизационный и регистрационный сборы на автомобили, и импортируемая новая техника подорожала на $2 тыс. за штуку. Казахстан пытается оживить собственный автопром, пребывающий в кризисе с 2013 года.

На треть от мощности

Петербург лидирует по росту продаж автомобилей с пробегом. Рынок пополняют за счет краденых машин

Петербург лидирует по росту продаж автомобилей с пробегом. Рынок пополняют за счет краденых машин

1 2216
Ольга Мягченко

Есть несколько стран, куда Россия может наладить экспорт. Например, Вьетнам год назад установил для автопроизводителей из РФ особые условия: за 3 года они могут беспошлинно ввезти в эту страну 2,55 тыс. готовых машин и за 5 лет — 13,5 тыс. машинокомплектов. Для других стран пошлины составляют 70%. С 2016 года Renault уже начал поставлять во Вьетнам Renault Logan, Sandero Stepway и Renault Duster. Изучают вьетнамский рынок и другие заводы.

Сильно рассчитывать на рынки третьих стран не стоит. Их потребности в новых машинах не превышают 600 тыс. единиц в год.

В России же не востребованы заводские мощности, способные выпускать 1,79 млн машин. Так, годовой спрос в том же Вьетнаме не превышает 200 тыс. машин. Половину спроса удовлетворяют расположенные в этой стране автосборочные заводы Honda, Ford, Toyota, Peugeot, Mercedes, GM. Учитывая низкую себестоимость производства во Вьетнаме, зарубежные концерны будут наращивать здесь мощности. Но другого выхода, кроме экспорта, у отечественного автопрома нет.

"Экспорт даст нам возможность выживания на долгие годы. Сейчас мы прорабатываем возможность поставки российских комплектующих для Nissan Qashqai в Европу", — говорит глава "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус" Дмитрий Михайлов.

Промышленники надеются на программу Минпромторга по поддержке экспорта объемом 50 млрд рублей. Производителям компенсируют часть затрат на логистику и таможенные пошлины, обещают договориться о специальных условиях экспорта. В числе стран–импортеров — Мексика, Куба, Венесуэла и Вьетнам.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама