Сeть автошкол "Светофор" осенью 2016 года выходит на IPO

Автор фото: Беликов Валентин
на фото: Артем Догаев, глава автошколы Светофор

Сeть автошкол "Светофор" петербургского бизнесмена Артема Догаева осенью этого года выходит на IPO. Предприниматель планирует разместить на ММВБ 25% акций компании. Сейчас годовой оборот бизнеса превышает 300 млн рублей. Вся компания оценивается в 1,2 млрд рублей. Привлеченные средства помогут ей увеличить присутствие в РФ и выйти на международный рынок.

Возглавляемая молодым петербургским бизнесменом Артемом Догаевым группа компаний "Светофор", о которой "ДП" впервые написал 3 года назад, готовится к IPO. В настоящий момент идет реорганизация одной из структур холдинга, компании–резидента "Сколково", — ООО "ПДД.ТВ". Она будет преобразована в ПАО "Светофор Групп", при этом сохранит статус резидента "Сколково" — это обеспечит налоговые льготы на 8–летний период.
Именно эта структура станет в холдинге головной, она получит контроль во всех дочерних компаниях сети автошкол (сейчас их шесть). Акции этой компании и будут предлагаться инвесторам на IPO.

Портрет водителя

Артем Догаев планирует разместить на ММВБ 25% акций "Светофор Групп". На вырученные средства он собирается расширить свою сеть автошкол в РФ, выйти на рынок Китая (там много потенциальных учеников и большая плата за обучение) и открыть офис в Сингапуре.
Сейчас рентабельность капитала, по словам владельца компании, составляет 50%.
Фишка автошколы, которая позволила проекту в 2015 году получить статус резидента "Сколково", — собственные научные разработки в области теоретической подготовки водителей. Речь идет о системе дистанционного обучения, учитывающей психофизиологические особенности ученика.
"Наша система мониторит действия, которые вы совершаете в момент обучения теории: скорость реакции, как долго вы колеблетесь между ответами и прочее, — объясняет Артем. — Отсюда мы получаем ваш портрет: склонность к риску, монотонной работе и т. д. Это позволяет моделировать ваш личный учебный план. Сколько раз и какие ролики о ДТП показать, зная о вашей склонности к риску, что повторить, на чем не задерживаться".
На эту разработку, использующую флеш–анимацию и компьютерную графику, "Светофор" уже потратил 10 млн рублей и собирается вложить еще столько же. Процесс создания начался в 2013 году, сейчас готово около 80%.
Продукт частично внедрен в процесс обучения в "Светофоре", в начале 2017 года он появится в общем доступе для всех школ: сначала бесплатно, потом за деньги.

Двукратный рост

В 2013 году, когда "ДП" рассказывал о бизнесе Артема Догаева, оборот компании не превышал 120 млн рублей в год, в Петербурге работало 20 филиалов школы.
За 3 года оборот компании увеличился в 2,5 раза. Сейчас сеть состоит из 50 школ, филиалы есть в том числе в Нижнем Новгороде, Челябинске, Курске и Москве. В Петербурге и Ленобласти (Всеволожск, Кингисепп) в собственности Артема 34 школы. Они также работают под брендом "Светофор", но юридически числятся за компанией "Эрлан", которую в 1989 году открыл отец Артема Виктор Догаев. В 2010 году он умер, и Артем возглавил фирму: начал открывать новые филиалы, изменил концепцию обучения, зарегистрировал свой бренд и начал проект pdd.tv.
Ежегодно обучение в школе "Светофор" проходят 11 тыс. человек — только в рамках одной категории B. Из них 8 тыс. — в Петербурге.
По количеству учащихся ближайший конкурент "Светофора" — школа "Смольный". Всего в городе и Ленобласти сейчас работают 194 автошколы.
На рынок сильно повлиял кризис (в 2015 году сдавать на права пришли на 22% меньше человек, чем годом ранее), а также масштабная реформа в августе 2015–го, которая вынудила многие автошколы уйти в тень.

Поворот и торможение

Реформа изменила требования к материально–технической базе автошкол. Главное требование — оборудованный автодром площадью 0,24 га, где есть регулируемый и нерегулируемый перекрестки. Стоимость такого автодрома составляет около 10 млн рублей.
Объем российского рынка автошкол оценивается минимум в 1,4 млрд рублей в год. Петербургский рынок — около 960 млн рублей, речь идет только об обучении вождению легковых автомобилей (категория B).
В 2015 году водительские права в России получили около 2 млн человек.
Частный инструктор Вадим Школьников отмечает: "Крупных школ в Петербурге не больше десяти. Среди них "Светофор", "Смольный", "Знак", "Автошкола Ваймера".
Недавняя реформа потрясла рынок: основные игроки остались и договорились между собой, мелкие ушли, среднего размера автошколы вынуждены арендовать площадки у других. Однако этих площадок недостаточно, город нуждается в дополнительных учебных автодромах".