Бизнес начал использовать краудфандинг для сбора денег

Краудфандинг становится инструментом сбора средств не только для творчества, но и для бизнеса.

Краудфандинг (народное финансирование, от англ. сrowd funding, сrowd — "толпа", funding — "финансирование") в России существует 4 года. Сначала его использовали в основном для творческих проектов — начинающие режиссеры, писатели и музыканты собирали деньги на фильмы, книги и альбомы.
Но сейчас это один из инструментов финансирования бизнеса, почти всегда — в сфере потребительского рынка. Потому что компании, привлекающие деньги таким образом, обычно предлагают что–то клиенту — то есть, по сути, это продажа товара с отсрочкой.

Кризисные успехи

За 2015 год с помощью краудфандинга в России собрано более 274 млн рублей. Общая сумма за 4 года — 345 млн рублей, то есть большая часть средств собрана уже в кризис. И рост продолжается — к середине 2016 года на платформе Planeta.ru собрано более 468 млн рублей.
Пока самые успешные проекты не относятся к бизнесу. Это, например, мемориальные таблички "Последний адрес", проект "Диссертнет". Среди успешных бизнес–проектов в Петербурге, которые собрали стартовый капитал через краудфандинг, — кафе японской кухни "Тайяки", компания–разработчик барабанного модуля DrumBB и другие.
Юлия Капитанчук, партнер консалтинг–центра "ШАГ", считает, что это средство для стартаперов; зрелые бизнесы используют для финансирования другие источники (прибыль, кредиты, инвесторов), потому что им важно не брать на себя обязательства перед неопределенным числом "соинвесторов". "Те же, кто пользуется краудфандингом, чаще всего должны что–то предложить взамен — бесплатное тестирование, пользование услугой, скидки и т. д., — говорит она. — Без этого можно собрать средства на исследования или искусство, но не на проект в сфере потребительского рынка".
Но начинающих обязательства не пугают. Например, успешно собрали стартовый капитал на краудфандинговых платформах компания Handmade chocolates by Kosarev Pavel, где спонсорам "платили" шоколадом, компания "Счастье в мелочах", где соинвесторам предлагали тарелки с рисунком. Существуют микробизнесы, для которых сайт сбора средств — еще и рекламная площадка, и канал сбыта — в основном продуктов или хендмейд–товаров.
Владимир Комаров, управляющий партнер юридической фирмы Legal Studio, рассказывает, что правовых норм, регулирующих краудфандинг, в России пока не существует, хотя потребность в них уже есть. "Практика пытается нащупать решения: есть схожесть с договором дарения, договором товарищества, купли–продажи с обязательством передать вещь в будущем, но ни один из этих видов четко не описывает краудфандинг", — рассказывает специалист.

Деньги не просто так

Артур Устимов, операционный директор краудфандинговой площадки AKTIVO, видит понятие краудфандинга шире — как любое совмещение ресурсов. Например, когда логистические компании объединяются, чтобы не гонять фуры пустыми, это тоже краудфандинг.
Его площадка — для инвестиций в недвижимость; инвесторы там могут совместно купить доходные, но дорогие объекты коммерческой недвижимости для сдачи в аренду. Стать совладельцем может любой человек, готовый вложить от 500 тыс. рублей. Западные аналоги уже набрали немалый опыт. К примеру, в США давно работает площадка Fundrise, она объединяет более 41 тыс. инвесторов. На российском аналоге пока только 150 инвесторов, но они вложили через площадку более 500 млн рублей.
"В кризис представители бизнеса обращаются к краудфандингу как к альтернативному инструменту решения задач, — говорит Федор Мурачковский, гендиректор и сооснователь платформы Planeta.ru — Краудфандинговая кампания решает сразу несколько задач: финансовую (вы получаете деньги на воплощение замысла), маркетинговую (аудитория дает вам обратную связь), PR (запуск краудфандинговой кампании — прекрасный повод "пошуметь" в соцсетях и т. д.)". Поэтому, продолжает он, такие кампании запускают даже крупные корпорации — чтобы протестировать новую продуктовую линейку на рынке, изучить актуальные потребности целевой аудитории, получить предзаказы, после чего можно выпускать новые продукты без страха, что они не будут пользоваться спросом. "А еще краудфандинг — это прекрасная возможность не тратить деньги на открытие интернет–магазина, а продавать свои товары на странице своего проекта. — Но важно адекватно оценивать стоимость "бонусов", не нужно рассчитывать, что краудфандинг — это когда деньги дают просто так".
Основатель и руководитель спортивного клуба Ronin Family BJJ Игорь Луняков успешно собрал более 1 млн рублей на открытие зала единоборств Ronin Family DoJo. Он считает, что краудфандинг подходит для любых проектов в сфере В2С, а вот в проектах для бизнеса такой формат представить пока сложно: вряд ли через крауд–платформу можно финансировать многомиллионные проекты для узкой аудитории.
"В краудфандинге более важны эмоции, человеческое отношение, чем в собственно бизнесе, — рассуждает Игорь Луняков. — Например, я практически готов купить билет в Петербург и поддержать спектакль Вячеслава Бутусова, потому что одна из наград — чаепитие в обществе Вячеслава Бутусова".
Предприниматель добавляет, что хорошую идею может убить непрофессионализм. "Самый яркий пример: я видел сбор денег на вегетарианские кафе, страница выглядела круто, все хорошо излагалось, но там еще было видеообращение. Оно было снято настолько плохо, что понижало доверие до нуля. Я уверен, что по таким мелочам люди и судят, заслуживает ли проект доверия", — заключает он.