Экспорт: рост на фоне провала

Ведущие предприятия обрабатывающей промышленности наращивают продажи за границу. Но в то же время совокупный экспорт из Петербурга и Ленобласти падает.

Участники составленного "Деловым Петербургом" рейтинга промышленников в 2015 году нарастили доходы от экспорта почти на 53% по сравнению с итогами 2014–го, отправив за рубеж товаров на сумму около 27,4 млрд рублей.
Однако в нашем рейтинге принимали участие лучшие предприятия Петербурга и Ленобласти. В целом же перерабатывающая промышленность двух этих регионов сокращает экспортные поставки. В 2015 году продажи нашей продукции за рубеж уменьшились более чем на треть, в первом полугодии 2016–го падение уже превысило 25%.
Производители рассчитывали на рост спроса не только в СНГ и развивающихся странах, но и в Европе. Но азиатские и латиноамериканские страны ограничивают импорт, чтобы не пострадала их собственная промышленность, в бывших советских республиках спрос не растет из–за экономического спада, а европейцев продукция из РФ не устраивает по качеству.

Областной обвал

В целом объемы петербургского экспорта в 2015 году рухнули на 32% по сравнению с результатами 2014–го, до $13,8 млрд (данные Северо–Западного таможенного управления). В Ленобласти падение было еще более драматичным — на 37%, до $9,8 млрд.
В 2016 году падение продолжилось. Совокупный объем экспорта Петербурга и Ленобласти за этот период сократился более чем на 25,53%, до $9,65 млрд. Причем отгрузка товаров из Петербурга уменьшилась всего на 3,7%, а вот областной показатель просел на 56%.
Так, Ленобласть в 6,5 раза (до $38,7 тыс.) сократила экспорт продуктов переработки овощей и фруктов, в 3,8 раза (до $60 тыс.) — железнодорожных и трамвайных вагонов и запчастей для них, в 3 раза (до $1,4 млрд) — топлива и нефтепродуктов, в 1,8 раза (до $2,74 млн) — автомобилей и запчастей.

Расчеты не оправдались

Многие производители после резкого обвала рубля и ухудшения экономической ситуации в 2014 году заявили, что экспорт для них спасение от кризиса. За счет экспорта они рассчитывали повысить доходность, упавшую из–за подорожавших импортных комплектующих и материалов. Например, на это нацеливались автосборочные заводы. Так, Hyundai собирался в 2015 году поставить в Египет и Ливан 4 тыс. машин Hyundai Solaris. Но завод смог отправить на Ближний Восток только 2,5 тыс. автомобилей. Nissan и Toyota экспортируют очень незначительные партии автомобилей в Белоруссию и Казахстан.
Развернуть массовые поставки машин за рубеж не удается не только петербургским производителям, но и их коллегам из других регионов. За 2014 год экспорт в РФ сократился на 7,5% для легковых и на 18,5% для грузовых авто (за рубеж продали соответственно 127,5 тыс. и 22 тыс. машин), в 2015–м — на 23,6 и 9,1% соответственно. Проблема в заградительных пошлинах, которые устанавливают другие страны для ввоза автомобилей. Например, в Индии за это нужно платить 36%, в Бразилии — 70%, в Турции — 100%, в Египте — 135%. В 2015 году обвалились поставки в Казахстан, он ввел утилизационный и регистрационный сборы на автомобили, и импортируемая новая техника подорожала на $2 тыс. за штуку.
Завод Bosch und Siemens в 2014 году заявлял, что намерен увеличить поставки за рубеж холодильников и стиральных машин. Но в 2015 году объем экспорта приборов остался неизменным: чуть больше 10% от всей мощности завода (950 тыс. в год). Не растут зарубежные продажи и у производителей приборов учета коммунальных ресурсов. Наши главные потребители — страны СНГ, а у них сейчас неважная экономическая ситуация, говорят участники рынка.

Лидеры экспорта

Экспортный провал был бы еще ощутимее, если бы не значительные успехи отдельных отраслей промышленности, которые поставляют на мировой рынок конкурентоспособные товары.
Например, машиностроители в 2014–2015 годах заключили несколько крупных контрактов. Это обеспечило петербургским предприятиям отрасли рост экспорта почти на 25%, до $2,1 млрд в 2015 году. Так, Ижорские заводы получили контракты Росатома на производство оборудования для АЭС в Тайвани, Индии и т. д. "Силовые машины" заключили в 2015 году соглашение о строительстве ТЭС "Лонг Фу–1" во Вьетнаме. В 2015 году холдинг нарастил экспорт на 44%. Северная верфь за счет роста валютных курсов и расширения объемов поставок в 2015 году увеличила экспортную выручку более чем в 3,2 раза, до 4,1 млрд рублей.
Успешно торгуют своей продукцией за рубежом и предприятия петербургского фармкластера ("Полисан", "Биокад", "Герофарм"). Все они еще в 2014 году заявили, что намерены наращивать заграничные поставки. Правда, в 2015 году в целом по отрасли увеличить экспорт не удалось — он упал на 3,2%, до $723 тыс.
Но в 2015 году "Вертекс" открыл в Петербурге новый завод; "Биокад" создал исследовательский комплекс для разработки препаратов против рака и гепатита С.
В итоге у петербургских предприятий продажи за рубеж существенно увеличились еще в прошлом году: у "Вертекса" — в 1,7 раза по сравнению с 2014 годом, у "Герофарма" — на 35%. "Биокад" начал поставки в Египет и Бразилию.
А в первом полугодии 2016 года, по данным таможенников, в целом фармацевтический экспорт петербургских производителей увеличился по сравнению с тем же периодом 2015–го на 41% и составил почти $16 млрд.
Спросом за рубежом, в том числе в Европе, пользуется российская продукция, выпускаемая на современных предприятиях, построенных или модернизированных в последние годы с учетом мировых требований. В числе лидеров по инвестициям в модернизацию и инновационные разработки — машиностроители и фармацевты. Они и показывают наилучшие экспортные результаты.