Другая наука за те же деньги

Как Дмитрий Медведев, новый министр образования

Впятницу на проходившем в Петербурге форуме "Развитие высшего образования" премьер–министр России Дмитрий Медведев представил ректорам ведущих российских вузов нового министра образования — Ольгу Васильеву. Главную цель Медведев обозначил уже во вступительной речи: российское образование должно вновь стать "лучшим или одним из лучших в мире". Но как именно этого достичь — судя по всему, ректоры пока не знают.
Они пересказали премьеру и министру, о чем говорили по ходу форума: инновации, трудоустройство выпускников, зарплаты, научные исследования, привлечение бизнес–структур к образованию.
Ректор Томского госуниверситета Эдуард Галажинский рассказал Медведеву, что для полноценного развития вузы должны усилить взаимодействие одновременно и с властью, и с бизнесом, и с обществом.
Что касается коммерсантов, то тут помогает наличие в некоторых регионах экономических кластеров, целевой набор и базовые кафедры в соответствии с потребностями предприятий и отраслей.
К теме взаимодействия с бизнесом вернулись при обсуждении вопроса о трудоустройстве: вузовские программы нуждаются в обновлении, и к этому привлекут предпринимателей. Также их пригласят и в попечительские советы вузов.
Но бизнесу отводится второстепенная роль, премьер подчеркнул, что основная нагрузка останется на государстве, потому что по–другому не бывает. Он привел в пример свой диалог с сотрудниками Стэнфорда, у которых он спросил, какова доля госфинансирования в их бюджете; выяснилось, что 85%.
Обсудили и перспективы онлайн–образования. Премьер–министр, несмотря на свой имидж инноватора, выступил с консервативных позиций, усомнившись в том, что такая форма обучения дает выпускникам необходимый статус. Он предложил ректорам привлекать к этой работе "известных ученых с репутацией" и сопровождать онлайн–лекции "знаком качества" вуза, который бы подтверждал компетенцию курса.
Не обошлось без вопроса о деньгах. Жорес Алферов напомнил премьеру, что нужно напрямую поддерживать научные исследования, одних грантов не хватит — есть много рутинных исследовательских процессов. Медведев согласился и сказал, что нужно перераспределять деньги, чтобы на научные исследования шло больше. Государство "постарается" сохранить финансирование на нынешнем уровне. Но роста объемов финансирования никто не ждет.
Не обошлось без политики. В бесчисленный раз ректоры констатировали, что ученым надо больше печататься в научных журналах. Впрочем, как выяснилось, в последние 2 года это стало сложнее — многие зарубежные журналы, по их словам, теперь не берут тексты русских авторов. Выходом из ситуации будет воссоздание и поддержка отечественных журналов. Другую проблему констатировал Артем Юров из Балтийского университета: российские ученые участвуют в некоторых общемировых научных проектах (вроде адронного коллайдера), но научная инициатива упущена, и в самой России (за редчайшими исключениями) нет проектов, "куда выстраивалась бы очередь из ученых всего мира". Замечание осталось без ответа.
В общем, финансирование не увеличится, а откуда ждать прорыва — неясно. В конце заседания участников развеселил ректор МГУ Виктор Садовничий. Он показал коллегам "верноподданнейшее обращение" министра образования (он кивнул на Ольгу Васильеву) к государю императору, датированное 1867 годом, и рассказал, что некоторые проблемы, обсуждаемые сегодня (в частности, на что тратить те деньги, что есть), были актуальны и тогда, когда коллега Ольги Васильевой писал обращение к Александру II. На том и разошлись.