Вихрем по канавам

Продажи квадроциклов за год упали на 60–70% из–за девальвации рубля и снижения покупательной способности. Введение утилизационного сбора стало очередным ударом по любителям активного отдыха.

По данным "ТК АВМ–Трейд" (дистрибьютор CFMOTO), российский рынок квадротехники в 2015 году в натуральном выражении сократился почти в 2,5 раза. Продажи квадроциклов в Петербурге и Ленобласти упали более чем в 2 раза, при этом в деньгах из–за роста цен объем рынка остался практически таким же.
"Падение рынка квадроциклов в Петербурге и Ленобласти в единицах техники составило 60–70%, а в денежном выражении — около 30–40%. По итогам 2016 года падение рынка продолжится, но будет менее значительным", — ожидает Михаил Сиденко, руководитель отдела продаж техники компании ROSAN (дистрибьютор BRP). В целом объем российского рынка квадроциклов в 2015 году оценивается экспертами в сумму порядка 10 млрд рублей.
Импорт квадроциклов в первой половине 2016 года продолжил падать. По данным компании "Сумеко" (дистрибьютор Arctic Cat), за 6 месяцев текущего года в Россию было ввезено около 2600 единиц квадроциклов, что примерно на 70% ниже показателя аналогичного периода прошлого года.
Снижение импорта отчасти связано с затовариванием складов поставщиков техники. "У дистрибьюторов осталось много складских запасов. Некоторые до сих пор продают технику 2014–2016 модельного года", — говорит Сергей Якимец, генеральный директор компании "Сумеко".

Утилизационный побор

В результате девальвации рубля в 2014 году цены на мототехнику подскочили практически в 2 раза. Подорожание затронуло как зарубежные марки, так и российскую технику, которая собирается из импортных комплектующих.
В начале 2016 года в России был введен утилизационный сбор на самоходные машины, который также распространяется на зарубежные и отечественные квадроциклы. Так, за каждый новый квадроцикл с объемом двигателя более 300 см3 (самый массовый сегмент) необходимо заплатить 105 тыс. рублей. "Это больше в несколько раз, чем за "мерседес" стоимостью несколько миллионов", — недоумевает Алексей Саковский, директор по продажам и маркетингу ООО "ТК АВМ–Трейд".
Розничное подорожание из–за утилизационного сбора выходит еще больше, так как на его сумму начисляется НДС. "При покупке техники за 350 тыс. рублей необходимо теперь дополнительно доплатить почти 124 тыс. рублей, что очень часто становится причиной отказа от покупки. Поэтому соответствующее повышение цен в условиях падающего рынка привело практически к полной остановке продаж", — добавляет Алексей Саковский. В настоящее время бюджетный квадроцикл стоит 400–600 тыс. рублей, премиум–сегмент начинается от 1 млн рублей.

Смещение спроса

Наиболее популярными сегодня являются: китайская марка CFMOTO (почти 50% рынка), канадская BRP и японская Yamaha. Среди других известных брендов: Arctic Cat, Honda, Polaris, Kawasaki.
Порядка 20% рынка занимают российские производители: "Русская механика" (торговая марка РМ), Калининградский мотозавод (Baltmotors) и ГК "Веломоторс" (Stels). Как и китайские производители, они работают в низком ценовом сегменте.
По данным компании ROSAN, падение спроса по премиальным маркам квадроциклов за 2015 год составило в среднем 60%, а на рынке китайских квадроциклов — до 80%.
Сергей Якимец отмечает смещение покупательского спроса из среднего класса в эконом. "Вместо квадроциклов с объемом двигателя 800 см3 население приобретает более доступную технику с двигателем 500 см3", — говорит он.
Практически полностью встали продажи мототехники в кредит. "До кризиса 20–30% квадроциклов приобреталось по потребительским кредитам. Но сегодня банки отказывают в выдаче кредитов и покупатели не готовы их брать", — рассказывает Сергей Якимец.
Стоимость владения квадроциклом зависит от условий эксплуатации. "В среднем содержание такого "железного друга" обойдется его владельцу в сумму от 30 тыс. до 50 тыс. рублей в год", — оценивает Дмитрий Иванов, руководитель отдела сервиса "АВТОПОЛЕ Мото".

Универсальный помощник

Основную долю продаж занимают утилитарные квадроциклы. "Это техника многоцелевого использования, начиная от прогулок с детьми, поездок в магазин, за грибами, за дровами и т. д., заканчивая соревнованиями местного значения и крупными международными, такими как "Ладога–Трофи", "Дакар", Can–Am Trophy", — объясняет Дмитрий Иванов.
До 90% в продажах квадроциклов приходится на двухместные модели. Самая востребованная техника — с объемом двигателя от 500 см3 и выше.
"Самые популярные двухместные квадроциклы, как наиболее универсальные, подходят и для отдыха с семьей, и для экстремальных выездов в компании друзей", — говорят в компании Brandt (дистрибьютор Polaris). В последние годы развитие получили мотовездеходы Side–by–Side, которые можно применять как для отдыха, так и для работы.

Вынужденный ассортимент

По словам Михаила Сиденко, ассортимент техники, представленной на российском рынке, сократился в 3 раза. Некоторые производители были вынуждены покинуть российский рынок и прекратить поставки.
Вместе с тем модельная линейка действующих участников рынка постоянно обновляется. Так, у BRP в спортивном сегменте заслуживают внимание первый турбированный мотовездеход Can–Am Maverick и полноприводный квадроцикл для грязи и жесткого бездорожья Can–Am Renegade XMR. В утилитарном сегменте Can–Am Defender — незаменимый помощник в загородном хозяйстве и охотничьих угодьях, рассчитанный на троих или шестерых человек, а также непревзойденный по проходимости шестиколесный квадроцикл Can–Am Outlander 6x6, все колеса которого являются ведущими.
Развитие модельного ряда квадроциклов ATV и мотовездеходов Side–by–Side привело к тому, что все больше внимания уделяется удобству и комфорту пользователей. Так, все больше моделей стали укомплектовывать электроусилителем руля (EPS). Система EPS позволяет не только легко маневрировать на любых скоростях, но также демпфирует удары в руль во время агрессивной езды по пересеченной местности.