Директор аналитического департамента Промсвязьбанка Николай Кащеев о том, почему в России собираются запретить криптовалюту.
Минфин
обещает до конца лета доработать законопроект о криптовалютах, который запретит их эмиссию и использование в России. Можно найти сколько угодно доводов о том, что данный законопроект — это антитеррористическое или "антиотмывочное" мероприятие, закон для борьбы с незаконным оборотом, разумеется, уходом от налогов и т.п. Насколько я понимаю, основная идея законопроекта заключается в том, чтобы все, что только можно, особенно то, что не вполне понятно, на всякий случай максимально поставить под контроль. Чего-чего, а доверия в обществе — и на рынках, разумеется — все еще не много, несмотря на известные усилия, например, ЦБ.
От определенной части эти строгости, тем не менее, не лишены логики. Понятно, что всегда найдутся представители финансового — и не только — рынка, у которых появится соблазн воспользоваться новациями как лазейками. Это, в общем, естественно. Но подобные вопросы на границе серой и теневой экономики, на мой взгляд, решаются комплексно. Образно говоря, надо бы завести привычку разбираться в том, почему люди стремятся протоптать дорожку именно так, а не там, где им кладут плитку. Это, конечно, непростая комплексная задача. Наверно, монетарные власти, находящиеся в непростом положении, сейчас не чувствуют себя готовыми ее решить.
Посмотрим правде в глаза: риски для участников рынка не относятся к сфере, которая непосредственно интересует власти и законодателей в особенности. Задача последних состоит только в том, чтобы на рынке был некий установленный (ими) порядок, гармоничная, логичная и понятная — с их точки зрения — система. А рынок при этом существует вполне самостоятельно. И на рынке в большинстве своем действуют игроки, которые берут на себя разумные риски. Конечно, если априори не доверять никому из них… На мой взгляд, в финансовой сфере, как и в обществе в целом, имеет право на существование эволюция. Это когда все развивается более-менее естественным путем, естественно, в рамках законодательства, лишь исключающего скачки "за барьеры" и угрозы для общества. Увы, согласно нашему менталитету, у нас угрозой для общества может стать все что угодно: если утрировать, "села муха на варенье" — и это уже может оказаться "угрозой для общества". Если посмотреть на это под определенным углом, к сожалению, привычным для слишком многих.
В то же время, конечно, нельзя сказать, что сам по себе биткоин идеален; нет, с ним связаны серьезные проблемы. Внутри этой в идеальном случае самоорганизующейся системы неизбежно присутствует личностный фактор. Внутри горизонтальной структуры криптовалют нет места центральному банку, нет мест центральному регулятору. И именно это чревато дополнительными рисками непривычного для нас свойства. Это их неизбежный атрибут.
Читайте также:
Доход
Россия уходит от запрета криптовалют
Впрочем, в конечном счете на рынке существует огромное количество других финансовых инструментов, которые непросты для понимания, которых непросто оценить. Деривативы и структурные финансовые инструменты сегодня снова изобретаются регулярно и активно применяются, несмотря на то, что совсем недавно, во время кризиса 2008 года, они представляли собой самую серьезную проблему для мировых финансов. Биткоин, в принципе, как раз из разряда таких инструментов. Рынок подобные инструменты порождает и либо принимает, либо нет. Это его естественный процесс отбора и развития. А законодатели существуют немного в другой плоскости: они на это смотрят с точки зрения тех, кто должен ограждать, где-то прокладывать дорожки, по которым все затем обязаны ходить.
В России криптовалюта вряд ли будет прямо сейчас восприниматься в массовой практике как серьезный рынок, но желающие работать с ней, конечно, есть. Как найдутся, разумеется, и пытающиеся использовать это средство для обхода различных финансовых ограничений. Их тоже может быть немало, и в других странах тоже есть такая проблема. Однако разница подходов с инновационными странами заключается в том, что мы немедленно запрещаем само явление вместо того, чтобы попытаться его разумно и эффективно контролировать в рискованных областях, возвести для него разумную универсальную законодательную базу.