Стадион рядом с метро

Комитет по строительству вскрыл заявки претендентов на генподряд по достройке стадиона на Крестовском острове. На рынке госзаказа не сомневаются, что победит "Метрострой".

Утром 9 августа в комитете по строительству вскрыли заявки претендентов на достройку стадиона на Крестовском острове. Оба конкурса — на благоустройство почти на 2,4 млрд рублей и непосредственно на строительство почти на 5,4 млрд рублей — прошли в форме запроса котировок. Это значит, что документация конкурса не проходила через комитет по госзаказу, а победителя напрямую выбирал заказчик, комитет по строительству.
Контракт с прежним подрядчиком — компанией "Трансстрой" — Смольный расторг в конце июля. До сдачи объекта остается меньше полугода, и на этом этапе борьба за контроль над оставшимся финансированием достигла апогея.
Как и предполагали собеседники "ДП" в Смольном, единственной крупной и серьезной компанией, подавшей заявку на конкурс, стало ОАО "Метрострой".

Опасное дублерство

"Иногда в подобных случаях привлекают известную компанию–дублера, чтобы продемонстрировать наличие конкуренции. Но в этот раз от роли дублера все отказывались, поскольку это опасно. Ситуация может поменяться в любой момент, и ты окажешься не дублером, а генподрядчиком с самым скандальным, сложным и непонятным долгостроем в руках", — сказал "ДП" собеседник.
В то же время заявка "Метростроя" не единственная. По данным "ДП", на конкурс поступила еще одна заявка от малоизвестной фирмы "Технопром". Собеседник "ДП" в Смольном прогнозирует, что после завершения конкурса эта фирма подаст жалобу в антимонопольную службу.
Кроме того, заявку неожиданно направила компания "Антарес", которая принадлежит супруге Андрея Павлова, скандального бизнесмена, который сейчас находится в СИЗО. Недавно "Антарес" выиграла конкурсы на достройку соцобъектов на 500 млн рублей. Но после расследования "ДП" об "Антаресе" (см. "ДП" №121 от 25.07.2016) Смольный отказался подписывать с компанией контракты, сославшись на то, что фирма не предоставила подходящие банковские гарантии, и теперь выбирает другого подрядчика.

Партийное задание

О том, что "Метрострой" готовит заявку на конкурс на достройку стадиона на Крестовском, стало известно на прошлой неделе. Ранее переговоры о достройке велись с ГУП "Водоканал" (в самом ГУПе и в Смольном отрицали это). Собеседники "ДП" в "Водоканале" сообщили, что руководитель ГУПа Феликс Кармазинов посчитал стройку непрофильной.
Глава "Метростроя" Вадим Александров совсем недавно заявлял, что "Метрострой" тоже не будет направлять заявку на достройку стадиона. Впоследствии в "Метрострое" туманно пояснили, что на тот момент решение о расторжении контракта с "Трансстроем" еще не было принято.
Участники рынка отмечают, что "Метрострой", в отличие от "Водоканала", не является ГУПом, но контрольный пакет в компании принадлежит именно Смольному. Считается, что влияние Смольного на "Метрострой" гораздо выше, чем на "Водоканал", поскольку у последнего сильные лоббисты федерального уровня и многомиллиардная инвестиционная программа. Сейчас "Метрострой" выполняет внушительный объем профильных работ — строит станции метро "Театральная", "Новокрестовская", "Беговая" и другие объекты. Стать генподрядчиком на Крестовском не входило в планы компании. Однако там говорят, что сделают все возможное, чтобы провести работы в указанные сроки (в случае победы в конкурсе). У "Метростроя" есть структура для проведения работ: строительно–монтажные управления, производство, управление механизации. Это позволит компании, например, своими силами проводить работы на крыше и выкатном поле.
Интересно, что независимые коммерческие структуры, подобные "Трансстрою", по данным "ДП", на роль генподрядчика даже не рассматривались. Смольный решил больше не рисковать и довериться собственным ГУПам или хотя бы близким к госструктурам фирмам, так как их проще контролировать, а в случае необходимости дополнительного финансирования они помогут выбить его из бюджета.