В Рио-де-Жанейро начинаются летние Олимпийские игры - 2016. Сборная России допущена к ним в усеченном составе. «ДП» спросил у петербургских миллиардеров, какие, по их мнению, шансы у наших спортсменов и сколько было политики в допинговых скандалах.
В Рио-де-Жанейро начинаются летние Олимпийские игры. Первые соревнования прошли еще 4 августа – тогда прошли матчи по женскому футболу. Всего в Рио разыграют 306 комплектов медалей, поборются за них представители из 207 стран. В число российской сборной вошли 274 спортсмена.
Олимпиада стала одной из самых обсуждаемых тем в России еще задолго до начала самих соревнований. В прошлом году, после серии обвинений в употреблении допинга, российских легкоатлетов отстранили от игр в Рио, а незадолго до начала Олимпиады комиссия Всемирного антидопингового агентства (WADA) опубликовала итоги своего расследования, касавшегося сочинских соревнований. Согласно докладу, сотрудники антидопинговой лаборатории неоднократно подменяли положительные допинг-тесты российских спортсменов, более того – делали это якобы при поддержке спецслужб, включая ФСБ.
Глава Международного олимпийского комитета (МОК) Томас Бах на основе итогов расследования WADA пообещал рассмотреть возможность отстранения всей российской сборной от участия в Олимпиаде. В итоге сборная не была отстранена в полном составе, а решение о допуске каждого спортсмена к играм МОК оставил за соответствующими международными федерациями.
"Деловой Петербург" спросил ведущих предпринимателей города, будут ли они следить за играми в Рио, а также поинтересовался их отношением к допинговому скандалу. Мнения бизнесменов совпали: они считают, что в спорт начинает вмешиваться политика.
Александр Кашин , глава «ЭГО-Холдинга», президент федерации волейбола Санкт-Петербурга:
Соревнования буду смотреть обязательно. Буду смотреть все игровые виды спорта, но понятно, что волейбол для меня на первом месте как мужской, так и женский. Могу сказать совершенно точно, что не буду смотреть легкую атлетику, потому что наших спортсменов там не будет.
Считаю, что мы слишком много извиняемся, и там уже творится полный беспредел. Это тот случай, когда не помешало бы поступить как Хрущев в Лондоне, когда он снял ботинок и постучал по трибуне, чтобы товарищи там немного вздрогнули. А всех этих паундов (экс-глава Всемирного антидопингового агентства Ричард Паунд. - "ДП".) просто нужно отправить куда-нибудь в холодные места.
Я думаю, спортсменам будет очень сложно, потому что таков общий фон, уверен, что и судейство во многих случаях будет не беспристрастным. Думаю, если мы окажемся четвертыми-пятыми в общекомандном зачете, – это успех. Я надеюсь на наших волейболистов, но и в некоторых других видах спорта у нас тоже есть достаточно большие шансы: фехтование, например, или парный женский теннис.
Игорь Водопьянов , управляющий партнер УК «Теорема»:
Открытие посмотрю, а соревнования – может быть, но так, без фанатизма. Я бы посмотрел фехтование, но по каким-то астральным причинам моего знакомого туда не допустили, причем у него нет абсолютно никаких положительных показаний по допингу.
Ситуация с российским допингом раздута очень сильно, но основа для нее точно есть. Я убежден, что употребление допинга – это государственная программа, другое дело, что, наверное, не все в ней были замешаны.
Чего-нибудь мы обязательно выиграем, но никакого триумфа, конечно, не будет. Говорить о спортивной злости и о том, что это как-то поможет, я бы не стал. Наши спортсмены занимаются спортом, а злиться или не злиться – это не имеет никакого отношения к спорту, к нему имеют отношение тренировки.
Александр Вахмистров , председатель совета директоров «Группы ЛСР»:
Олимпиаду буду смотреть по мере возможностей, все зависит от того, на что будет хватать времени. С одной стороны, хочется просмотреть на наших. С другой – мне интересна художественная гимнастика и спортивная гимнастика, наши там будут не в полном составе, но что делать?
В допинговой истории есть, конечно, и политический заказ, понятно, что государственной допинговой политики в России нет. В любом случае с допингом всем спортсменам надо заканчивать. Сомнения в фактах его употребления нет: спортсмены сами в этом признаются. Взять вот Марию Шарапову, хоть она и объясняла потом, что не знала о запрете мельдония.
Говоря о возможных результатах сборной, нужно помнить, что спорт – это сочетание многих факторов. Знаю точно, что каждый будет биться за двоих. Всем нашим спортсменам хочу пожелать удачи и побед!
Аркадий Пекаревский , владелец Grondard:
Буду смотреть, конечно, открытие и закрытие, а в промежутке – по возможности. Я люблю больше спортом заниматься, чем смотреть его. Будет время – теннис посмотрю с удовольствием.
Есть такое отличное выражение: нельзя обсуждать взлеты и падения фильмов Голливуда, не посмотрев эти фильмы. Вот и здесь: обсуждать допинговые истории невозможно, когда ты не знаешь всей картины. Что-то подсказывает мне, что в спорт, к большому сожалению, вмешивается политика. У меня есть ощущение, что абсолютно все спортсмены во всем мире так или иначе используют какие-то медикаментозные препараты, но почему именно на российскую сборную вдруг все ополчились – мы все понимаем: такова политическая ситуация.
Как бы спортсмены ни выступили, я бы еще до начала соревнований всем вручил медали, потому что те, кто имеет какое-то отношение к спорту, понимают, какую серьезную мобилизацию всех человеческих и нечеловеческих ресурсов спортсмен должен совершить, чтобы показать высочайший результат на Олимпиаде. Я могу представить психологическое состояние спортсменов, которые столько лет жизни отдают на то, чтобы подготовиться к соревнованию, и какие-то, извините, козлы, решив повинчивать Россию, начинают отрываться на людях. Понятно, что на Олимпиаде российским спортсменам психологически будет тяжелее всех, но, может, эта ситуация зародит в ребятах дополнительную спортивную злость.
Борис Зингаревич , член совета директоров ОАО «Группа Илим»:
Как я могу относиться к допинговой истории? Конечно, это все очень некрасиво. Однако истины никто не знает, вся информация противоречивая. Мне, конечно, трудно представить, чтобы кто-то обвинял ни в чем не виноватых людей. Я думаю, что допинг – общее правило, не только некоторые, а большинство спортсменов его принимают, я говорю в первую очередь о спорте высших достижений.
Результаты, мне кажется, окажутся грустными. С испорченным настроением после таких стрессов спортсменам будет сложно бороться.