Оборот малой компании, которая начала делать бизнес на новом для российского рынка продукте, достигает 30 млн рублей в год.
Свой первый бизнес — сеть пирожковых и пекарен в бизнес–центрах — семья Дениса Давыдова и Аси Мымриной успешно развили за 2 года и продали на пике спроса в 2012 году. Производством продуктов из семян чиа (другое название растения — испанский шалфей, основная пища древних ацтеков и майя), предприниматели занялись не сразу: первые 25 кг продукта Ася заказала через Интернет, чтобы поправить собственное здоровье.
Считается, что этот продукт обладает полезными свойствами: сегодня в основном его применяют для похудения, при диабете и проблемами с желудком. Когда семена чиа купили все друзья и знакомые семьи предпринимателей, Денис и Ася решила заняться бизнесом на семенах чиа.
Прессинг доллара
В 2013 году предприниматели открыли ООО "Хозяин" и зарегистрировали торговые марки Chiaru и Era Green. Стартовые инвестиции составили 3 млн рублей собственных накоплений и средств инвесторов. Деньги ушли на закупку и таможенные сборы первого контейнера весом 20 т. Денис вспоминает: "Было очень сложно вести бизнес первые 2 года. На нас постоянно давил рост курса доллара, кризис на рынке, где о семенах чиа никто не знал. Пришлось много работать, чтобы сформировать культуру здорового питания", — рассказывает бизнесмен. Сегодня компания напрямую заказывает семена у фермеров Южной Америки.
Каждая поставка обходится компании в 650–980 тыс. рублей. В 2015 году фирма наладила выпуск масла и муки из семян чиа. Сейчас производство на Красноармейской ул. занимает около 450 м2, еще на 300 м2 работают административные объекты компании. Также действует офис в Москве для отгрузок товара со склада. В штате компании 15 человек.
Особые условия
В месяц фирма изготавливает около 8 тыс. упаковок муки, гранул и семян и 250 л масла холодного отжима.
Ася рассказывает, что производство продуктов из чиа требует соблюдения десятков условий: начиная от того, что в помещение не должны проникать солнечные лучи, и заканчивая приобретением сложного оборудования.
Предпринимательница подчеркивает, что построить успешную компанию ей и супругу помогла учеба в одной из школ бизнеса, которая научила их всем тонкостям управления фирмой.
Растущий рынок
Свою продукцию компания распространяет по всей России и ближнему зарубежью. У нее около 2 тыс. контрагентов, 45 из которых работают в Петербурге. Семена чиа активно покупают кондитерские фабрики, магазины здорового питания, вегетарианские рестораны и кафе. По словам предпринимателей, их компания занимает около 80% городского рынка, оборот которого в целом составляет около 60 т продукции и семян чиа в год. Предприниматели стремятся сделать свою фирму таким же крупным игроком, как австралийская компания The Chia Сo, но только на рынке РФ и СНГ. Игроки рынка рассказывают, что спрос на продукцию ежегодно увеличивается примерно в 3,5 раза. Павел Лаптев, совладелец магазина "Вкус и здоровье", говорит о формировании культуры потребления продуктов из семян чиа и с их добавлением. "В ассортименте нашего магазина более 500 наименований товара, спрос на семена чиа сохранятся примерно на одном уровне. Ежемесячно продается около 25 кг семян", — говорит предприниматель.