Зачем детей нужно обучать бизнесу

Управляющий партнер Top Heads, учредитель образовательного проекта для подростков "Большое будущее" Эльвира Пикалева, о том, зачем детей нужно обучать бизнесу.

Зачем детей обучать бизнесу? В первом приближении — для того чтобы наши дети научились самостоятельно зарабатывать деньги. За последние 25 лет перед нашими глазами прошли вереницы бизнесменов, которые заработали капиталы не то что без MBA, но с одним с трудом законченным профтехучилищем.
Мы помним героев 1990–х — новых русских, азартных и бесстрашных пацанов, ставших персонажами анекдотов и фильмов, с килограммовыми "нокиями" и ушатанными "бэхами". Благодаря их воле к заработку в городах и весях как грибы вырастали ряды грязных ларьков, в которых продавали невиданные "сникерсы", спирт "Рояль" и лимонад "Инвайт". Денег у них были полные барсетки. Бизнесу не учились. Некогда было и не у кого. Все решали воля к деньгам, связи и энергия.
Сегодняшний российский бизнес создан людьми без MBA: комсомольско–партийной номенклатурой, трудными подростками, фарцовщиками и крепкими производственниками, за кусок колбасы скупившими акции у трудового коллектива родного завода.
За 2–3 десятилетия наше общество прошло громадный путь: от тюремного срока за попытку заниматься предпринимательством в Союзе через зависть и ненависть к новому русскому до осознания, что именно бизнесмены своей энергией заставляют общество развиваться и именно им мы должны быть благодарны за все удобства современной жизни, от пиццы на дом до незабвенного турецкого "олинклюзива".
То, что сегодня с каждым днем увеличивается число желающих обучать детей бизнесу, свидетельствует: общество вышло на новый этап развития и новое отношение к человеку бизнес–труда.
Общество повзрослело, избавилось от идеализации бизнеса, от мифа о том, что это синекура. Осознало, что бизнес — это сложная, ответственная, требующая определенных способностей и квалификации профессия. И, как в любой профессии, пробелы в знаниях могут быть не менее критичны для результата, чем у инженера, врача, электрика или повара.
Пришло понимание, что для создания успешного бизнеса теперь недостаточно только желания и энергии. Нужны знания: как работает механизм компании, как влияют на бизнес потребительские и технологические тренды. Забрезжила невиданная ранее идея преемственности: мой ребенок будет управлять моей компанией. И ребенка надо к этому готовить, чем раньше, тем лучше. Появились примеры успешных технологичных бизнесов, созданных с нуля. Зачем обучать подростков бизнесу? Чтобы они не тратили напрасно время и деньги, а сразу начинали работать профессионально, создавая качественную среду для всех.