И нашим, и вашим

При грамотном подходе к развитию своего потенциала Петербург может нарастить долю туристического сектора в валовом региональном продукте до 20% в ближайшие годы.

Одиннадцать лет назад Boston Consulting Group разработала первый план развития туризма в Петербурге. Он заработал, намеченная планка — 5 млн туристов в год — достигнута и пройдена: в прошлом году город посетило 6,7 млн туристов (из них почти 3 млн иностранных). Но в той стратегии не было ни слова о пространственном развитии города в разрезе туризма, а без решения этого вопроса можно столкнуться с проблемами при дальнейшем росте числа приезжающих.
"Петербург представляет собой практически независимые круги — старый город, где сконцентрировано 90% туристических активностей и отелей; серый пояс, который почти не вносит своей лепты в туризм; белое пятно новостроек, и в конце кольцо пригородов, — перечисляет замдиректора НИУ ВШЭ Валерий Гордин. — Поэтому логистически, организационно, даже экономически город неудобен для развития туризма". В Петербурге туризм дает около 10% от ВРП, по оценке Валерия Гордина, эта цифра при правильной работе в ближайшие годы может достигнуть 20%. В Париже, к слову, 40%.

Деньги от пешеходов

Исследование пространственного развития туризма в Петербурге провел институт "Ленгипрогор". Одно из решений улучшения среды для туристов институт связывает с организацией пешеходных зон. "Модернизация городского пространства Петербурга идет крайне медленно. За последние 15 лет был заложен один большой парк. По пальцам можно пересчитать пешеходные улицы, а в туристический оборот включены только Малая Садовая и наб. канала Грибоедова", — говорит генеральный директор "Ленгипрогора" Наталья Трунова.
В институте предлагают поддержать предложение по организации пешеходной зоны на ул. Рубинштейна, а также закрыть для машин в выходные дни девять улиц (см. карту), среди которых и Невский пр. от Адмиралтейства до наб. реки Фонтанки. "Те эксперименты, которые были проведены с Невским, показывают, что закрытие даже на 1–2 дня дает увеличение оборота тех точек, которые расположены вдоль улицы, в 2–3 раза. Если это будет систематическим действием, это сподвигнет предпринимателей к развитию бизнеса", — уверена Наталья Трунова, добавляя, что это привлечет не только туристов, но и горожан.
Проблема привлечения туристов — в размытом позиционировании города, считает директор региональных проектов консалтинговой группы "Город мастеров" Юлия Рыбакова. "Мы эксплуатируем старые наработки, старые продукты, именно поэтому у нас перегрузка в центральных частях. Мы не дифференцируем продукты и не создаем условия для развития других частей города", — говорит она.
Но новые точки притяжения все же появляются. Исследовать их сегодня помогают социальные сети: эксперты подсчитывают, где люди в городе чаще всего отмечают себя на фотографиях. Самая большая концентрация отметок сейчас в "золотом треугольнике", Петропавловской крепости и на Невском пр. Популярность набирают музей современного искусства "Эрарта", экспозиция "Гранд–макет" и Парк 300–летия.

Проблемы соседства

Увеличение количества приезжающих несет не только рост доходов города, но и проблемы. В Барселоне в последние годы сильно возросла концентрация туристов в центре города и вместе с ней социальное расслоение.
В Петербурге тоже появляются подобные проблемы. В центре прикладных исследований Европейского университета в Петербурге связывают их с тем, что все больше туристов ищут "аутентичности", "реальной жизни города".
Так, за последние годы на Галерной ул. вблизи Новой Голландии, в ранее совсем не туристическом месте, появилось 11 отелей.
"Возможно нарастание противостояния жителей и туристов. Жители Коломны рассказывают, что их дома специально доводят до аварийности, чтобы потом реконструировать под отели, — говорит директор центра прикладных исследований ЕУСПБ Олег Паченков. — Я не хочу сказать, что нужно бороться с туризмом, нет, мы очень далеки по этому показателю от Барселоны, но нужно учиться на чужих ошибках, учиться регулировать эту ситуацию".