Битва за особняк Шигаева

"Альфа–групп" запустила схему юридической защиты особняка на Каменном острове, полученного в ходе санации Балтийского банка, от структур Андрея Исаева.

На прошлой неделе вступило в законную силу решение Арбитражного суда Москвы по иску кирпского офшора Rifftag Ltd к ООО "Торговый дом Экспортлестрейд" о взыскании 264 млн рублей с процентами (всего 288 млн).
Ответчик полностью признал исковые требования, и они были удовлетворены в полном объеме. Решение обжаловано не было, так что теперь офшорный истец имеет право подать на банкротство должника.
"Экспортлестрейд", по данным СПАРК, контролируется "Альфа–групп" и в настоящее время используется как держатель недвижимости, полученной в ходе санации Альфа–Банком Балтийского банка. Речь идет об усадьбе на Каменном острове площадью 1,5 тыс. м2 на участке 3,8 тыс. м2, а также о квартире площадью 261 м2 напротив мечети у метро "Горьковская".
Объекты до 2013 года принадлежали ООО "Эскиз", входящему в холдинг "Петербургское агентство недвижимости" (ПАН) Андрея Исаева, бывшего совладельца Балтийского банка. ПАН, по данным суда, оценивает их в 526 млн рублей.
В 2013 году, когда между Исаевым и его бывшим партнером экс–президентом Балтийского банка Олегом Шигаевым начался корпоративный конфликт, объекты (в которых, кстати, по некоторым данным, проживал лично Шигаев) были отчуждены в пользу одной из "дочек" банка. А в 2014 году, когда кредитная организация, измученная войной акционеров, была подвергнута санации и попала в руки Альфа–Банка, недвижимость через цепочку сделок попала на баланс "Экспортлестрейда".
Теперь структуры Андрея Исаева пытаются вернуть объекты: ООО "Эскиз" подало к "Экспортлестрейду" виндикационный иск (об изъятии имущества из чужого незаконного владения). В рамках иска компания просила арестовать недвижимость, но суд в этом отказал.
Похоже, что 264 млн рублей, полученные "Экспортлестрейдом" от Rifftag Ltd в феврале 2015 года (в разгар санации Балтийского банка), были потрачены именно на покупку спорных особняка и квартиры (интересно, что сумма составляет практически ровно половину от той, в какую объекты оценивает ПАН).
В Альфа–Банке и в ПАН отказались от комментариев.
По мнению экспертов, взыскание долга с "Экспортлестрейда" в пользу офшора — часть правовой схемы по защите добытой недвижимости от ее бывшего собственника: после вступления в силу решения суда в отношении должника будет введена процедура банкротства, в ходе которой актив, скорее всего, будет выведен дальше, что затруднит его "изъятие из чужого незаконного владения".
По словам юристов, сама по себе процедура банкротства не препятствует изъятию актива: он одинаково может быть изъят как с баланса действующей компании, так и из конкурсной массы банкрота.
"Но виндикационный иск теряет смысл, если ответчику удастся избавиться от спорного актива до решения суда, — говорит управляющий партнер юрфирмы "Апелляционный центр" Иван Решетников. — И в этом банкротство может помочь, так как с его введением с должника снимаются все аресты, в том числе и наложенные по виндикационным искам. Хотя, на мой взгляд, это неправильно".