Почему Россия не Исландия

Автор фото: globallookpress

Исландия на чемпионате Европы завоевала любовь болельщиков всего мира. Теперь все знают, сколько там жителей, что у исландцев нет фамилий, а только отчества. Журналист Владислав Бачуров объясняет, как Исландии удалось добиться такого успеха.

Представьте, что сборная Исландии проиграла все матчи в группе и уехала с Евро. И разве футболисты не подходили бы после матчей к трибунам и так же не благодарили бы болельщиков, а те разве свистели бы и бычили: "иди сюда, давай поговорим", и разве не благодарили бы тоже свою команду? И разве в аэропорту не встречали бы как героев (как, кстати, встречали вылетевшую сборную Албании), и в газетах разве писали бы про зажравшихся игроков, деревяшек или "тупых балбесов" (как пишут в Англии про свою сборную)? И разве сами игроки всем своим видом показывали бы презрение к болельщикам (потому что если у болельщиков нет миллиона, то пусть они идут в задницу со своими ожиданиями, которые их проблемы)?
Уже все знают, что каждый десятый исландец сейчас во Франции. Но те, кто остался, тоже живут футболом. Доля матча против Англии по телевидению составила 99,8%, то есть каждый исландский телезритель смотрел матч своей сборной, забыв про все другие каналы. Последнюю игру в группе с Австрией смотрели 98,5% телезрителей. Ради этого стоит играть.
Исландия — это какой–то очень наглядный пример разрушения мифов о футболе. Они сейчас любимцы болельщиков всех стран Европы. Продажи футболок этой сборной Исландии за несколько дней выросли на 1800%. И неважно, что их имена никто не может запомнить. Теперь все знают, сколько в Исландии жителей, что у исландцев нет фамилий, а только отчества. Кстати, в предтурнирном раскладе на официальном сайте UEFA был разбор тактик всех участников чемпионата Европы, с анализом тактической схемы и ключевых фигур, но самая короткая и точная характеристика была у сборной Исландии — "игроки прекрасно знают друг друга".
Исландия теперь в споре о футболе — лучший аргумент. Как только вам очередной эксперт начнет говорить: "Сильные клубы — сильная сборная!", вы ему: "Исландия!" Действительно, Англия с ее сильными клубами едет домой, Испания тоже, а сборная страны, где нет ни одного полностью профессионального клуба, вышла в четвертьфинал.
И детский футбол у нас лучше развит, и полей у нас больше, и уровень зарплат игроков значительно (хм, значительно–значительно) выше, и болельщиков в России гораздо больше, чем в Исландии.
Или вот еще миф: "Климат в России — не для футбола". В Исландии футбольный чемпионат проходит с мая по сентябрь. В остальные месяцы не играют. Защитник "Краснодара" Рагнар Сигурдссон, забивший гол англичанам, вспоминает: "Зимой мы бегали по снегу, а если становилось слишком холодно, то тренировались в залах, предназначенных для занятий верховой ездой. В конных манежах. На тренировке ужасно воняло лошадиным дерьмом, а после тренировки из бутс приходилось вытряхивать землю и камешки. Если уж на таком покрытии научишься контролировать мяч, то тебе ничего уже не страшно".
В своем докладе об особенностях подготовки исландских футболистов бывший технический директор и директор по образованию Футбольной ассоциации Сигурдур Эйольфссон выдвигает два ключевых тезиса конкурентоспособности исландских футболистов: цена (исландские игроки стоят дешевле аналогичных по характеристикам футболистов из других стран, их с большей охотой приглашают в европейские чемпионаты) и подготовка (солидная атлетическая подготовка игроков, воспитание квалифицированными профессиональными тренерами с 5-6–летнего возраста).
Отдельно Эйольфссон выделяет пять характеристик, по которым можно узнать исландского футболиста: усердие, уважительное отношение к тренеру, управляемость, стремление к изучению языков, лидерские качества.
Сравним с нашими игроками. Усердие? Уважительное отношение к тренеру? Управляемость? Стремление к изучению языков? Ну разве что лидерские качества, которые у нас понимают как всем показать, кто тут главный.
За Исландию сейчас болеет вся Европа, потому что Исландия — это типичная бедная футбольная периферия. А мы — богатая футбольная периферия. И за нас не болеет никто.
Я уже хотел отправить эту колонку в редакцию, но прочитал в "Фейсбуке" реакцию на игру исландцев русских, живущих в Рейкьявике. Это очень показательно: "Когда закончился матч с Австрией, я думала, что в Рейкьявике обрушатся дома или какое–нибудь землетрясение с вулканом случится, такой рев стоял из каждого окна. Исландцы как–то умеют болеть за своих героев всей нацией. В буквальном смысле. От малолеток до домов престарелых — все как один. Завтра точно не отыщется ни одного праздношатающегося исландца. Все будут у какого–нибудь экрана — дома, в барах, кафе, на площадях, в торговых центрах, кинотеатрах. Вдобавок будут толпиться у динамиков, вынесенных на улицу из каждого кафе. Причем даже те, которые обычно футбол терпеть не могут. Сейчас это не важно, сейчас это вопрос национальной гордости. Когда с Австрией играли, то все офисы и предприятия закрылись раньше, людей отпустили домой смотреть матч.
Я вот сегодня столкнулась на улице с одной знакомой старушкой, ей под 80, вдова. Я ее спрашиваю: будете завтра матч смотреть? Она глянула на меня, как на больную: "А как же! Конечно!" И еще стопроцентно: если они завтра выиграют (это было написано до матча с англичанами. — Ред.), то исландцы, естественно, будут горды за своих парней, а если проиграют, даже с самым разгромным счетом, то исландцы это не воспримут как поражение, не обидятся, а будут гордиться своей командой за то, что те участвовали в ЧЕ, за то, что сделали все, на что были способны, и даже больше, — значит, это победа, значит, это герои. Вот как–то умеют они так. Немного патетический трактат получился, но так оно и есть. Да, еще одно. Вчера в Исландии состоялись президентские выборы. Какое счастье, что выборы не проходили 22 июня, иначе никто бы толком и не сообразил, что у них уже новый президент избрался. Даже президентские выборы как–то поблекли рядом с футбольными страстями".