В Русском музее проходит выставка "Круг Петрова-Водкина"

Арт-критик Станислав Савицкий — о выставке "Круг Петрова-Водкина", которая проходит в Русском музее.

Без Петрова–Водкина и его учеников сложно представить русское искусство ХХ века. Но, как это ни странно, выставку о его круге сделали только сейчас. Творчество последователей Малевича изучено достаточно хорошо. Были ретроспективы Ивана Клюна, Николая Суетина, Льва Юдина и др., о них написаны солидные исследования. Другой гуру авангарда — Филонов и его художественная паства тоже не обижены вниманием. О круге же Петрова–Водкина до недавнего времени мы знали до обидного мало.
Отчасти это объяснимо тем, что великий художник не создал школы. Его метод был ключом к художественному познанию мира. Он учил "науке видеть", но не переустройству мира и искусства. Его подопечные не заняли начальственных постов и не выступили с новыми концепциями, как, например, Владимир Стерлигов или художники, вдохновившиеся аналитической живописью Филонова.
И вот, вопреки всем обстоятельствам, мы наконец–то можем увидеть много работ учеников Петрова–Водкина: и верных последователей, и тех, кто выбрал свой путь в искусстве. Большинство из них не известны ни широкой публике, ни искусствоведам. Творчество Надежды Лермонтовой, Фавсты Шихмановой, Леонида Чупятова и Алексея Зернова — это открытие в истории авангарда. Их имена были забыты: некоторые из них рано ушли из жизни, некоторые были репрессированы, другие остались на втором плане. Тем интереснее сегодня вдохнуть новую жизнь в их творческие находки 1910–1920–х годов.
В Бенуа представлено два педагогических периода Петрова–Водкина: преподавание в школе Званцевой и профессорство в Свободных художественно–учебных мастерских. Значительная часть выставленных работ ученические, есть много постановок, точно и непосредственно говорящих о том, как и чему учил мастер. Созерцательность, эксперименты с соположением цветов и множественностью перспектив едва ли были на повестке дня при большевиках. Отсюда, наверное, и невостребованность творчества учеников в советское время. Сегодня же выставленные после долгих лет забвения "Красильщик" Чупятова или "Обводный канал" Шихмановой не оставляют сомнений в том, что в истории нашего искусства открыта страница, не менее захватывающая, чем творчество художников Новой Вещественности или метафизическая живопись. Это редкая в наших палестинах выставка, рассказывающая об искусстве дельно, ново и живо.