Генеральный директор инжиниринговой компании "Лиман–трейд" Олег Бирюков — о трех препятствиях на пути импортозамещения.
Россия второй год держит курс на импортозамещение. Отечественной промышленности удалось серьезно потеснить иностранных производителей в некоторых секторах. Проводя модернизацию производства, в смету можно смело вписывать российскую кабельную продукцию или крепежи вместо импортных. А что касается сложного оборудования: двигателей, станков, — то пока похвастаться нечем. Мы не можем даже полностью отказаться от иностранного программного обеспечения, хотя российские программисты считаются одними из лучших в мире. А программных продуктов, удовлетворяющих специфические запросы промышленных предприятий, зачастую на местном рынке не найти. Функциональные возможности импортного софта шире и гибче, нежели у отечественного. Но если разработку софта могут финансировать российские инжиниринговые компании собственными силами, то разработка нового оборудования, двигателей требует намного больших финансовых и трудовых ресурсов.
Выделю три главные причины пробуксовки импортозамещения в различных отраслях отечественной промышленности. Итак, проблема первая — кадровая. Раньше отраслевые специалисты повышали свой профессиональный уровень, работая на действующих предприятиях. Они передавали опыт и знания новому поколению. Сегодня же эта преемственность утратилась — профессионалов, способных участвовать в разработках качественного оборудования, остались единицы. Уровень образования и практического опыта изменился в худшую сторону.
Вторая проблема — отсутствие стабильного спроса на российские образцы оборудования со стороны промышленных предприятий. То есть для того, чтобы запустить производство, компания–разработчик должна быть уверена в том, что продукция будет востребована. Для этого нужна поддержка со стороны государства, к примеру запуск программы по выпуску какого–либо узла, которая позволила бы загрузить целые производственные линии. Без этого серийный выпуск наладить очень трудно.
Кроме того, производя оборудование в малом объеме, мы не можем его совершенствовать и доводить до нужного уровня эксплуатационных характеристик. Нужна поддержка и со стороны потребителей в сфере промышленности, чтобы они уделяли больше внимания мелким производствам и совместно вырабатывали необходимые технические решения.
Третья проблема — отсутствие рынка сервиса. Оборудование нужно не только производить, продавать, но и обслуживать, а также консультировать заказчика. В этом вопросе нужна системность. Пока же отечественные компании не готовы развивать сервисные отделы, потому что это дорого, особенно в нынешних экономических условиях.
Чтобы начать выпускать конкурентоспособный продукт, необходимо сначала инвестировать в модернизацию машиностроительных предприятий. А с учетом колебаний курсов валют многие компании сейчас боятся рисковать и вкладываться в дорогостоящее обновление производственных фондов, не говоря уже о строительстве завода с нуля. Предприятия выбирают стратегию выживания, можно предположить, что конкурентоспособные российские средства производства появятся не скоро.