"ДП" выяснил подробности федерального проекта "Бизнес–навигатор", который в середине июля заработает в Петербурге и в других городах РФ. Он может кардинально поменять условия работы малого бизнеса в России, говорят одни. В нем нет особого смысла, уверены другие.
Навигатор — это интернет–портал, где начинающие предприниматели смогут получить готовые бизнес–планы под свои параметры, данные о спросе на те или иные виды бизнеса в разных российских регионах.
В тестовом режиме портал пока не работает, но его открытие состоится уже в середине июля, сообщили "ДП" в АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (корпорация МСП), которое занимается подготовкой проекта. На пленарном заседании ПМЭФ–2016 президент РФ Владимир Путин анонсировал запуск "Бизнес–навигатора".
Бизнес по модулю
На том же форуме Александр Браверман, гендиректор корпорации МСП, пояснил, что предприниматель может выбрать на сайте свой регион, желаемый вид бизнеса, число сотрудников, а навигатор укажет лучшее место для такого бизнеса и выдаст готовый бизнес–план. А также — емкость рынка, адреса обучающих центров для персонала, размер ставок по кредитам, размер госгарантии для этого вида бизнеса, ставки аренды.
Разработкой проекта занимаются компании "Эверпойнт" и "Аквил". Бюджету это обошлось, по данным сайта госзакупок, всего в 46 млн рублей. Данные для сервиса будут поставлять Росстат, 2ГИС и др. Но именно от качества наполнения и зависит успех проекта — к такому мнению пришло большинство опрошенных "ДП" петербургских предпринимателей. Один из подрядчиков проекта — компания 2ГИС обещает, что качество и объем данных в навигаторе превосходят другие геомаркетинговые системы в России. "Сами мы не организовали нечто подобное потому, что у нас иная специализация — сервис для более широкой аудитории. Геомаркетинговый проект потребовал бы отвлечения ресурсов от основного продукта", — говорит Кирилл Кукарцев, вице–президент 2ГИС по коммерции. Он добавляет, что такой навигатор для малого бизнеса почти единственная возможность получить геомаркетинговые услуги: слишком они дороги.
Тем не менее уже сейчас в Интернете можно найти множество примеров готовых бизнес–планов, маркетинговых и статистических исследований, но цифры в них обычно разнятся и редко соответствуют действительности. К тому же рынки, на которых обычно работает малый бизнес, очень переменчивы, общепит и стрит–ретейл постоянно переезжают и закрываются. Гендиректор петербургской рекламной группы "Успешные проекты" Илья Казарин считает, что такой инструмент может быть востребован только для начального поиска перспективных ниш. "Это скорее теоретическая модель, районы современных городов постоянно меняются, и спрос на услуги "сейчас" может не иметь значения с учетом перспектив, — считает предприниматель. — Навигатор будет инструментом сбора первичной информации. Не думаю, что он позволит всерьез сэкономить время или деньги, но может стать источником идей".
Ольга Косец, президент МОО защиты малого бизнеса "Деловые люди", считает, что портал может помочь бизнесу не открывать то, что уже имеется в избытке, искать новые пути сбыта и поставок. "Что касается модульных бизнес–планов: чтобы начать, это хорошо, но идти по ним как по Библии я бы не советовала. Бизнес требует понимания всех деталей — все–таки финансирование корпорации достаточно большое, чтобы мы рассчитывали на полезную информацию", — считает Ольга Косец.
Полезно для филологов
Однако большинство опытных предпринимателей не видят в проекте никакого смысла. "В нашей стране проблема не в том, чтобы открыть бизнес, а в том, чтобы развить его и сохранить", — отмечает глава агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин.
Кроме того, по мнению предпринимателя, разработка не стоит даже близко потраченных на нее денег (46 млн рублей), учитывая то, что наполнением портала занимаются другие компании. "Обновление информации делают не разработчики, а сторонние организации, так что стоимость содержания навигатора целиком зависит от условий договора", — добавляет Брюквин.
"На бюджетные миллиарды, которые получает корпорация, это почти полное отсутствие отдачи", — добавляет Сергей Федоров, президент Ассоциации промышленников и предпринимателей Петербурга.
Однако начинающие предприниматели не согласны: они вспоминают о времени, когда не все знали, что такое ПФР, ФСС и ЕНВД, и думают, что ликбез, собранный на одной авторитетной площадке, полезен сам по себе. "Мы, например, на старте имели лишь филологическое образование, никакого начального капитала и представления о бизнесе, — говорит Александра Иогансен, соучредитель Follow Me Language Studio. — Азы экономики, маркетинга, юриспруденции приходилось постигать в процессе и бегать на бесконечные консультации бухгалтеров и юристов".
С ней согласен Борис Зак, владелец магазина товаров хенд–мейд. Он отмечает, что больше людей пробуют свои силы в бизнесе и низкий уровень финансовой грамотности для них не меньшая помеха, чем пресловутые административные барьеры. "Навигатор может стать отправной точкой для начала своего дела, — заключает он. — Не думаю, что от типовых бизнес–планов стоит ждать высокой отдачи, но они могут стать основой для составления собственного плана, дадут понимание, как вообще нужно действовать перед запуском". Доступ ко всем возможностям будут иметь только малые компании из единого государственного реестра. В Петербурге услугами навигатора смогут воспользоваться более 300 тыс. компаний и ИП.
Петербургские предприниматели сравнивают навигатор с небезызвестной Схемой размещения нестационарной торговли, которую формирует комитет по развитию предпринимательства и потребрынка (КРППР), а наполняет арендаторами комитет по управлению городским имуществом (КИО). По сути, схема не только предлагает участок, но и определяет вид деятельности, который можно вести на том или ином участке, его метраж и стоимость аренды. Все это интересно малому бизнесу, так как именно в сфере потребрынка работает большая часть компаний как в Петербурге, так и по стране. Камень преткновения в случае со Схемой размещения — аукционы, на которых эти места распределяются: победить в них, по отзывам бизнеса, очень сложно или же участие в аукционе удорожает входной порог в бизнесе в десятки раз.
"Выбор места реализации товаров и оказания услуг — одно из важнейших условий для успешного ведения бизнеса, — рассуждает Владимир Меньшиков, исполнительный директор НП "Союз малых предприятий". — Для потребсферы это главный риск и одновременно возможность. Навигатор может быть подспорьем, но не сможет заменить смекалку и расчет. Мы знаем массу примеров, когда в одном и том же месте один предприниматель разоряется, а другой делает прибыльный и перспективный проект".
“
"Навигатор" напомнил сервис Google Business View, где можно заглянуть внутрь магазинов, гостиниц, ресторанов. Главный вопрос такой: для анализа нужны бизнес–параметры имеющихся организаций, но не очень ясно, откуда их взять. Никто эти данные не разглашает, особенно в малом бизнесе. Релевантных параметров просто нет. Мы занимаемся справочными системами и знаем это. А количество кафе или фитнес–центров в районе можно посмотреть и на других сайтах. Пока проект, согласно описанию, выглядит в большей степени как промоинструмент.
Александр Егоров
гендиректор IT–компании "Рексофт"
“
Самая важная в наших реалиях деталь проекта — это попытка корпорации обеспечить доступ начинающих предпринимателей к кредитам. Насколько мне известно, ведется работа с банками по созданию специальных кредитных продуктов под проекты, выбранные в навигаторе. Если удастся, это и станет одним из основных достоинств сервиса. Насколько ресурс будет востребован, как всегда, покажет время. Многое зависит и от актуальности информации, скажем, о ремонте дорог, сносе и строительстве зданий, перенаправлении людских потоков и т. д.
Екатерина Сойак
генеральный директор компании EMTG
“
Я живу в Севастополе, и в нашем регионе уже была попытка на базе уважаемого университета сделать нечто подобное. Идея развалилась при встрече с реальностью. Проект включал в себя "районные планы", и ни один не выдержал даже простого испытания. Где–то не была учтена демография, расположение или не был исследован бизнес в конкретном районе. Маркетинговые исследования дороги, делаются долго и имеют короткий срок жизни. При этом надо определиться с порогом чувствительности, то есть понять, начиная с какой суммы выручки компанию стоит учесть в исследовании. Кроме того, часть бизнеса находится в тени и не планирует это менять. Поэтому подобные исследования никогда не будут отражать реальность, особенно не на глобальном рынке, а на примере конкретного района. Но как справочный материал они полезны.
Вячеслав Тертус
директор компании DELUS LLC