ДМС осталось на уровне

На стагнирующем рынке ДМС Петербурга его лидеры в I квартале увеличили сборы. Но ожидать восстановления отрасли пока не стоит. Компании экономят на страховании сотрудников, хотя и не отказываются от него полностью.

По итогам I квартала 2016 года объем сборов по добровольному медицинскому страхованию (ДМС) остался на уровне I квартала прошлого года и составил 3,8 млрд рублей. Но топ–5 лидеров рынка при этом изменился: из списка выбыл старейший петербургский страховщик "Капитал–Полис" (в 2015 году занимал 5–е место), и его место заняло "Ренессанс страхование".

Увеличили сборы

Лидерство на рынке ДМС Петербурга по–прежнему остается за АО "Согаз". Его сборы по ДМС за первые 3 месяца выросли на 9,9% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.
"Для страховщиков ДМС никогда не было высокодоходным страховым продуктом, — говорит Эдуард Яблоков, директор петербургского филиала АО "Согаз". — Для нас это рентабельное направление, но, чтобы достичь этого, мы постоянно работаем над выстраиванием системы андеррайтинга и организации медицинской помощи застрахованным". Также росту сборов способствует эффект масштаба компании. Вторую строчку рейтинга занимает СК "Альянс Жизнь", в управление которой в начале года был передан весь портфель по ДМС из компании "Альянс" (занимала 4–е место год назад).
Новичок топ–5 — "Ренессанс страхование" за отчетный период увеличило сборы премий по ДМС на 26%. "Отчасти рост сборов — результат реализации нескольких крупных проектов, отчасти — следствие относительно стабильной ситуации на рынке ДМС, — говорит Владимир Яковлев, управляющий директор управления личных видов страхования Северо–Западного дивизиона "Ренессанс страхование". — Большинство корпоративных клиентов сохраняют социальные пакеты, сокращая обычно только некоторые опции, в частности стоматологию".
Выбывшая из списка лидеров СК "Капитал–Полис" за первые 3 месяца 2016 года выплатила по ДМС на 25% больше, чем за такой же период 2015 года, в то время как сборы по этому виду страхования выросли у компании на 20%.
"Некоторые медицинские учреждения подняли цены на свои услуги на 20–30%, — говорит Алексей Кузнецов, генеральный директор СК "Капитал–Полис". — В таких условиях страховщики либо работают за счет уменьшения маржи, либо ограничивают возможность доступа к медицинским услугам для клиентов". 90% рынка ДМС — это корпоративное страхование. Многие предприятия при этом закрывают глаза на подорожание медицины, стремясь получить тот же набор услуг за те же деньги. "Стремление предприятий сохранить прежний объем ДМС в социальном пакете, не увеличивая бюджет, противоречит реалиям роста цен на медицинские услуги, — считает Наталия Шумилова, президент САО "Медэкспресс". — Часть страховщиков, лавируя между возможностями клиентов и растущими ценами ЛПУ (лечебно–профилактические учреждения), используют демпинговые тарифы, в результате чего ДМС в таких компаниях становится убыточным".

Выйти на прибыль

Основной набор инструментов для снижения убыточности ДМС был реализован еще в период предыдущего кризиса. Одним из самых популярных у страховщиков остается управляемая медицинская помощь, когда направление к врачам–специалистам застрахованные получают после приема офисного врача общей практики. "Франшизы и соплатеж также существуют, но пока не набрали такой популярности, как в автостраховании", — говорит Владимир Яковлев. Тем не менее компании стали применять их все чаще. Частично оплачивая медицинские услуги, застрахованные менее склонны обращаться к врачам по незначительным жалобам. "Для предприятий с ограниченным бюджетом, кто заключает договор ДМС впервые, франшиза — это возможность создания минимального качественного социального пакета за гораздо меньшие деньги и по более простой схеме заключения договора", — считает Наталия Шумилова.

Нулевой рост

При дальнейшем подорожании услуг ЛПУ страховщики будут вынуждены поднимать цены и рынок будет сжиматься: корпоративные клиенты начнут урезать программы.
"Конкуренция на рынке ДМС всегда была жесткой, — говорит Евгений Дубенский, заместитель генерального директора СК "Альянс" и СК "Альянс Жизнь". — И сейчас она обострилась, так как клиенты сокращают свои бюджеты на страхование и уменьшают число застрахованных. Особенно тяжело предприятиям среднего и малого бизнеса и тем страховщикам, которые на эти сегменты рынка были ориентированы".
В 2015 году положительную динамику рынку ДМС обеспечила в основном инфляция. Если в 2016 году отрасль и будет расти, то в пределах 0,5–2%. "Рост рынка возможен, но он будет незначительным и обеспечен в основном повышением тарифов, на которые, в свою очередь, будет влиять медицинская инфляция", — считает Наталия Шумилова. Увеличить сборы получится за счет усеченных программ. "Бюджеты, выделяемые на ДМС предприятиями, увеличиваются несопоставимо с ростом цен на медицинские услуги, — говорит Кирилл Павлов, директор филиала "ВТБ Страхование" в Петербурге. — В этом году мы видим консервативный рост сборов, в том числе в частном сегменте, за счет расширения продуктовой линейки".